Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Реклама на сайте:
» Депрессия - Вопросы и ответы. Всё о депрессии... |
ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА
ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ-осн. типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуща не одна, а ряд Ф. д. м. В научной классификации Ф. д. м. необходимо учитывать: 1) специфику материальных объектов — носителей движения; 2) наличие общих законов для данной формы движения; 3) закономерности исторического развития материи и движения от простейших до наиболее сложных форм. В соответствии с этими требованиями и данными совр. науки выделяются три осн. группы Ф. д. м.: 1) в неорганической природе; 2) в живой природе; 3) в об-ве. В каждой из групп имеется множество Ф. д. м., что связано с неисчерпаемостью материи. К Ф. д. м. неорганической природы относятся: пространственное перемещение; движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химическую Ф. д. м.; изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.; геологические Ф. д. м.; изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений. Ф. д. м. в живой природе — совокупность жизненных процессов в организмах и в надорганизмен-ных системах: обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, различные отношения в биоценозах и др. экологических системах, взаимодействие всей биосферы. с природными системами Земли и с об-вом. Все внутриорганизменные биологические Ф. д. м. направлены на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования. Надорганизменные Ф. д. м. выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию. Общественные Ф. д. м. включают в себя многообразные проявления сознательной деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности. Высшие Ф. д. м. исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде — в соответствии со структурой и законами развития более сложной системы. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие Ф. д. м. качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие взаимоотношения между Ф. д. м. имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ — различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе к-рого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. В отличие от непосредственного отражения действительности в обыденном сознании, Ф. о. с. выступают как более или менее систематизированное сознание, опосредствованное теоретическим или художественно-образным отражением действительности. Ф. о. с. различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития. Многообразие Ф. о. с. определяется богатством и многообразием самого объективного мира — природы и об-ва. Различные Ф. о. с. отражают различные области и стороны действительности (напр., политические идеи отражают отношения между классами, нациями, государствами и служат основой политических программ, реализуемых в действиях классов и социальных групп; в науке познаются конкретные законы природы и об-ва; в религии фантастически отражается зависимость людей от господствующих над ними природных, а затем и социальных сил и т. д.). Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания характеризуется и особой формой отражения (напр., научное понятие, моральная норма, художественный образ, религиозная догма). Но богатство и сложность объективного мира создают лишь возможность появления различных Ф. о. с. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает лишь тогда, когда простое накопление опыта и эмпирических знаний становится недостаточным для развития общественного производства; политические и правовые взгляды и идеи возникают вместе с появлением классов и государства для обоснования и закрепления отношений господства и подчинения и т. д. В каждой общественно-экономической формации все Ф. о. с. связаны между собой и в целом составляют духовную жизнь определенного об-ва. Своеобразие общественной потребности, порождающей те или иные Ф. о. с., определяет и ту конкретную историческую роль, к-рую они играют в жизни и развитии об-ва. Влияние исторически определенного способа производства на развитие различных Ф. о. с. происходит не прямо, а прежде всего через политику и политическую идеологию. В условиях социализма Ф. о. с. не только обслуживают многообразные общественные потребности, но и формируют духовный облик личности, являются условием ее гармоничного развития, активной творческой деятельности. ФОРСТЕР Георг (1754—94)—нем. мыслитель-материалист, естествоиспытатель, революционер. На формирование его взглядов оказал влияние фр. материализм 18 в. С позиций материалистического сенсуализма критиковал априоризм Канта, пытавшегося, по словам Ф., “лепить природу в соответствии со своими логическими определениями”, отвергал иррационализм Якоби. Ф. был сторонником теории общественного договора, из к-рой выводил право народа на революционное низвержение деспотизма, феодальных порядков. Революция, с его т. зр., является и средством обновления нравов, освобождения людей от пороков. Ф. был страстным поборником национального суверенитета, резко осуждал колониальное рабство. Он принимал активное участие в революционных событиях в Германии и во Франции в 1792—93. Энгельс причислял его к истинным демократам и лучшим патриотам Германии. Соч.: “Взгляд на природу в целом”, “Еще о человеческих расах” (1786), “Об отношении искусства управления государством к счастью человечества”, “Парижские очерки” (1793—94). ФРАНК Семен Людвигович (1877— 1950) — рус. философ. Обучался на юридическом факультете Московского ун-та; завершил образование в ун-тах Гейдельберга и Мюнхена, где изучал философию и социологию. Участвовал в сб. “Проблемы идеализма” “1902), “Вехи” (1909), “Из .глубины” (1918), редактировал еженедельники “Полярная звезда” и “Свобода культуры” (1905—1906). С 1912 — приват-доцент Петербургского ун-та; был проф. Саратовского (1917—1921) и Московского (1921—1922) ун-тов. В 1922 выслан из Советской России; жил в Германии (1923—1937), во Франции (1937— 1945) и Великобритании (с 1945). От “легального марксизма” эволюционировал к идеализму, затем к религиозному миропониманию в духе философии всеединства Соловьева. Испытал также значительное влияние Платона, Бёме, Николая Кузанского; в поздний период творчества создал философскую систему, предвосхитившую мн. идеи “фундаментальной онтологии” Хайдеггера. Определяющей для мировоззрения Ф. на протяжении всей его философской деятельности является интуиция бытия как сверхрационального всеединства, стремление рационально выразить сверхрациональную сущность реальности, подвести под метафизику всеединства надежный логико-гносеологический фундамент. Онтология, антропология, этика, социология, философия религии разрабатывались Ф., исходя из осуществленного им анализа природы знания. Гносеологическая позиция Ф. сводится к утверждению трансцендентности предмета познания, к установлению в наличной системе знания “доступного” и “недоступного” (непостижимого) и данности их обоих в неразрывной целостности, в установлении границ “предметного” знания, выражаемого в суждениях и понятиях, и конституировании “живого знания”, открывающего человеку доступ к глубинным сферам бытия. Соответственно в онтологии Ф. различает действительность, т. е. все то, что существует вне и независимо от сознания и постигается средствами “отвлеченного мышления”, и реальность — внутренний мир человека, его сознание и самосознание. Вместе с тем реальность, по Ф., не есть некая замкнутая в себе, обособленная сфера внутренней жизни человека. Сознавая себя, свое “я”, человек открывает в своем собственном внутреннем опыте некую абсолютную и первичную реальность — духовное, идеальное бытие и в конечном счете Бога как “последнюю глубину реальности”. Человек в акте самопознания посредством трансцендирования не только приходит к Богу, но и сливается с ним, преодолевает свою субъективность, конечность. Так Ф. приходит к идее богочеловечности — утверждению неразрывной связи между Богом и человеком, к-рая является центральной для его антропологии и социальной философии. Духовная жизнь человека в гл. своей части, считает Ф., черпается из глубин реальности, “я” оказывается лишь ее носителем, своеобразным фокусом, концентрирующим и преломляющим лучи, бросаемые в сферу природного бытия “глубинной богочелове-ческой реальностью моей души”. Из осн. идеи богочеловечества, как понимает ее Ф., вытекает характерное для его философии сочетание трезвого сознания несовершенства эмпирического бытия и потому трагизма положения личности в мире с оптимистическим восприятием мира как гармонического всеединства. Осн. соч.: “Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания” (1915), “Крушение кумиров” (1924), “Духовные основы общества. Введение в социальную философию” (1930), “Непостижимое” (1938), “Свет во тьме. Опыт христианской этики” (1949), “Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия” (1956), “С нами Бог. Три размышления” (1964). ФРАНК Филипп (1884—1966) — физик, философ, специализировался в области математической физики. Принимая активное участие в работе венского кружка, вместе со Шликом создал серию книг “Очерки научного мировоззрения”, сыгравших большую роль в формировании совр. позитивизма. Для него, как и для нек-рых др. представителей неопозитивизма, характерно эклектическое сочетание эмпиризма с априоризмом и с признанием интелл игибельного, сверхчувственного аспекта нек-рых категорий (пространство, время и др.). Соч.—“Философия науки. Связь между наукой и философией” (1957). ФРАНКЛИН Бенджамин (1706— 90) — ученый-энциклопедист, представитель амер. Просвещения, публицист, идеолог национально- освободительного движения. Активный участник борьбы амер. народа за независимость. Ф. осуждал рабовладение, защищал права национальных меньшинств. Гл. задачу философии Ф. видел в защите науки от вмешательства теологии, в борьбе с религиозными суевериями. Распространение знаний, проповедь веротерпимости, свободы совести — таков, по его мнению, и важнейший фактор общественного прогресса. В умеренно деистической (Деизм) форме Ф. Отвергал религиозную догму о божественном вмешательстве в естественное течение событий в природе и об-ве. Не отрицая полностью нравственного содержания христианства, Ф. полагал, однако, что нормы морали, правила поведения людей не нуждаются в принудительной религиозной санкции, они заложены в природе человека, в человеческом разуме (“здравый смысл”). Проблему происхождения социальных институтов (частной собственности, государства и т. д.) Ф. решал с позиций естественного права и теории общественного договора. Исследуя экономические проблемы, он одним из первых высказал положение о трудовой природе стоимости; Маркс отмечал его определение человека как животного, делающего орудия. Осн. философские соч.: “Рассуждение о свободе и необходимости, наслаждении и страдании” (1725), “Путь к изобилию...” (1758). ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — на правление леворадикальной социально-философско"й мысли на Западе, вариант т. наз. неомарксизма. Возникла с 30-х гг. на базе Франкфуртского института социальных исследований. Воззрения главы Ф. ш. М. Хоркхаймера (1895—1973) сложились в русле леворадикального ответвления нем. неогегельянства. Среди ведущих представителей Ф. ш. обычно называют Адорно, Маркузе, Фромма. Ф. Поллока, Л. Левенталя; после 2-й мировой войны сложилось “среднее” поколение франкфуртцев (Хабермас, А. Шмидт, О. Негт, А. Вельмер); в 60-е гг. возникает самое молодое и наиболее экстремистски ориентированное поколение (Х.-Ю. Краль и др.). Эволюция Ф. ш. предстает как движение от “критической теории общества” (как она выступила в работах Хоркхаймера и Маркузе во второй половине 30-х гг.) к пессимистической философии истории (представшей впервые в совместной работе Хоркхаймера и Адорно “Диалектика просвещения”, 1947) и к “негативной диалектике” (резюмированной в появившейся в 1966 работе Адорно “Негативная диалектика” и ряде работ Маркузе), а от нее—к пессимистическому примиренчеству. Осн. тенденция всей этой эволюции заключалась в идее “снятия” всего природно-объективного в социальных отношениях, отождествляемых с универсализированными (распространенными на всю историю человеческой цивилизации) товарно-денежными отношениями. Популярность Ф. ш. росла по мере нарастания на Западе движения “новых левых” и пошла на убыль вместе с упадком этого движения. ФРАНЦУЗСКИЕ ИСТОРИКИ ПЕРИОДА РЕСТАВРАЦИИ (О Тьерри. Ф. Минье, Ф. Гизо, А. Тьер) — буржуазные историки, выдвинувшиеся в период Реставрации (20-е гг. 19 в.). Под влиянием опыта фр. буржуазной революции и идей Сен-Симона эти историки пошли дальше фр. материалистов 18 в. в объяснении общественного развития. Историю феодализма до победы буржуазного об-ва они рассматривали как историю борьбы классов, к-рую трактовали как борьбу “третьего сословия” во главе с буржуазией против дворянства. Причины классовой борьбы они связывали с различием материальных интересов общественных классов. Напр., Тьерри рассматривал религиозную борьбу между пресвитерианами (разновидность протестантизма) и католиками как борьбу политических партий за имущественные интересы различных классов. Но, сводя общественную жизнь к имущественным отношениям, фр. историки не видели ее основы — диалектики производительных сил и производственных отношений, а в вопросе о происхождении классов стояли на идеалистических позициях, придавая решающую роль насилию — завоеваниям, войнам. Будучи идеологами либеральной буржуазии, они отрицали противоречия внутри “третьего сословия”, причисляя к нему весь народ в целом, кроме дворянства и духовенства; признавали классовую борьбу закономерной и прогрессивной, лишь поскольку она велась против феодализма, во имя торжества буржуазии, а классовую борьбу пролетариата либо не замечали, либо считали ее нарушением нормального, естественного порядка, каковым считали буржуазное об-во. ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18 в.— идейное движение, представлявшее собой новый и высший этап в развитии материалистической и просветительской мысли не только в национальном, но и во всемирном масштабе — сравнительно с материализмом 17 в. В отличие от англ. материализма 17 в., к-рый во многом отражал компромисс буржуазии и дворянства, Ф. м. был мировоззрением прогрессивной фр. буржуазии, его учение имело целью просвещение широкой части об-ва: буржуазии, ремесленников, буржуазной интеллигенции и передовой части аристократической' интеллигенции. Корифеи Ф. м.— Ламетри, Гельвеций, Дидро. Гольбах излагали свои философские взгляды не в форме ученых трактатов, на лат. языке, а на фр. языке, в форме широкодоступных изданий — словарей, энциклопедий, памфлетов, полемических статей и т. п. Идейными истоками Ф. м. были национальная материалистическая традиция, представленная в 17 в. Гассенди, а также — и гл. обр.— механистическим материализмом физики Декарта, и англ. материализм. Особенно большое воздействие на Ф. м. оказало учение Локка об опытном происхождении знания, критика им декар-товского учения о врожденных идеях, а также материалистическое в целом понимание самого опыта. Не меньшим было влияние педагогических и политических идей Локка, согласно к-рым совершенство личности обусловливается воспитанием и политическим устройством об-ва. Однако Ф. м. не просто усвоил локковскую теорию материалистического сенсуализма и эмпиризма, но и освободил ее от колебаний в сторону декартовского рационализма. Гл. научной опорой для фр. материалистов наряду с сохраняющей свое ведущее значение механикой становятся также медицина, физиология и биология. В силу этого в учениях фр. материалистов был развит ряд новых по сравнению с материализмом 17 в. идей. Наиболее значительными из них были элементы диалектики в учении о природе у Дидро. Еще более оригинальны этические и общественно-политические теории Ф. м. Продолжая и в этой области дело Гоб-бса, Спинозы, Локка, Ф. м. освобождает в значительной мере их этические учения и общественно-политические воззрения от абстрактно-натуралистической узости: в отличие, напр., от Гоббса. у к-рого руководящее человеком стремление к самосохранению выводится из аналогии с механической инерцией физического тела, у Гельвеция и Гольбаха “интерес” рассматривается уже как специфически человеческий двигатель поведения. Ф. м. отверг компромиссные формы пантеизма, деизма и выступил с открытой пропагандой атеизма, основанного на выводах из науки о природе и человеке. Яркая, остроумная критика фр. материалистами религии получила высокую оценку Ленина, к-рый рекомендовал использовать образцы этой критики в совр. атеистической пропаганде. Сжатый, но чрезвычайно богатый мыслями очерк истории Ф. м- дал Маркс в книге “Святое семейство”. Ленин в труде “Материализм и эмпириокритицизм” показал, как велика была роль Ф. м. в выработке общих для всякого материализма философских основ, а также разъяснил его теоретическую ограниченность: метафизичность его метода и идеализм в объяснении явлений общественного развития и прогресса. ФРЕГЕ Готлоб (1848—1925) —нем. логик, математик и философ. Труды Ф. открыли новый этап в математической логике. В труде “3апись в понятиях” (1879) Ф. впервые осуществил аксиоматическое построение логики высказываний и предикатов и положил начало строгой теории логического доказательства. В соч. “Основные законы арифметики” (1—2 тт. 1893—1903) Ф. построил систему формализованной арифметики, имея в виду обосновать тем самым идею о сводимости значительной части математики к логике (Логицизм). Последующее развитие совр. формальной логики во многом было связано с развитием наследства Ф., и в частности с преодолением обнаруженного в его системе противоречия. Ф. был противником субъективистского психологического” направления в логике. Ему принадлежит ряд идей и понятий, вошедших в совр. науку: истолкование понятий как логических функций, понятие значений истинности, введение и систематическое употребление кванторов, анализ понятия переменной и др.Ф. явился основоположником той части логической семантики, к-рая связана с понятиями значения и смысла языковых выражений и отношением обозначения (или именования). ФРЕЙДИЗМ — название теории и метода психоанализа. Назван так по имени 3- Фрейда (1856—1939). австр. врача — невропатолога и психиатра. Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от вульгарно-материалистических в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Психика рассматривается им как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам (Психофизический параллелизм) и управляемое особыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (Бессознательное). Над душой человека властвуют, как рок. неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (либидо) с спринцнпом реальности”, к к-рому приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и асе исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу. т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Извечные конфликты в глубинах психики индивидов становятся у Фрейда причиной и содержанием (скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. (Сублимация). Совр. сторонники Ф.— неофрейдисты (Неофрейдизм), представители школ “культурного психоанализа” (К. Хорнн. Г. Кардинер. Ф- Аяександер, Г. Салливэн и др.) сохраняют нетронутой осн. логику рассуждении Фрейда, отказываясь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от нек-рых др. методологических особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области совр. зап. культуры, и особенно заметное — на теорию и произведения искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в неврологии и психиатрии. ФРОММ Эрих (1900—80) — философ, социолог, один из гл. представителен неофрейдистской школы, или “культурного психоанализа” (Фрейдизм). В отличие от Фрейда, для Ф. характерны меньшая биологизация сущности человека и переход к “социопси-хологизму”. Ф. пытается решить важную проблему: понять механизм взаимоотношения психологических и социальных факторов общественного развития. Однако, анализируя “социальную среду”, Ф. игнорирует ее классовую неоднородность, а сущность человека и всего исторического процесса понимает абстрактно-психологически. В то же время Ф. верно подмечает пороки совр. капиталистического об-ва (превращение человека в “вещь” в результате отчуждения, иррациональность, бессмысленность существования и др.). Капитализм, по его мнению, психически больное, иррациональное об-во. Выход из этого положения Ф. видит в “гуманистическом психоанализе”, в лечении “индивидуальной патологии”. Ф. пытается “синтезировать” фрейдизм и марксизм. Соч.: “Бегство от свободы” (1941), “Человек как он есть” (1947), “Концепция Маркса о человеке” (1961), “Революция надежды. О гуманистической технике”"(1968), “Кризис психоанализа” (1973). ФУНКЦИОНАЛИЗМ — концепция, получившая распространение в немарксистской социологии и биологии; охватывает широкий спектр подходов к анализу организации об-ва, гл. в к-ром считается отношение одной части об-ва к др. или нек-рому аспекту целого, обеспечивающее интеграцию или адаптацию к большей социальной системе. Ф. исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия систем. Представители Ф. считают, что социальные отношения в об-ве на каждом определенном этапе его развития системно взаимодействуют и их можно проанализировать на основе учета социальных фактов и социальных институтов, не прибегая для объяснения к психологическим или историческим факторам. Совр. зап. Ф. предполагает большие уступки телеологическому (Телеология) принципу. При этом телеологический оценочный подход к стабильности системы отождествляется с научным анализом. В рамках марксизма функциональный подход предполагает выяснение функций одних общественных явлений по отношению к др. в рамках данного об-ва, а рассмотрение самих функций ведется через призму классовых интересов. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ — форма устойчивой взаимосвязи между объективными явлениями или отражающими их величинами, при к-рой изменение одних явлений вызывает определенное количественное изменение др. Объективно Ф. з. проявляется в виде законов и отношений, обладающих точной количественной определенностью. Они могут быть в принципе выражены в виде уравнений, объединяющих данные величины или явления как функцию и аргумент. Ф. з. может характеризовать связь: 1) между свойствами и состояниями материальных объектов и явлений; 2) между самими объектами, явлениями или же материальными системами в рамках целостной системы более высокого порядка; 3) между объективными количественными законами, находящимися в отношении субординации, в зависимости от их общности и сферы действия; 4) между абстрактными математическими величинами, множествами, функциями или структурами, безотносительно к тому, что они выражают. Ф. з. предполагает, что явления, подчиняющиеся ей, характеризуются через определенные параметры, константы, конкретные условия, количественные законы. Ф. з. не тождественна причинной связи. Наряду с явлениями, в к-рых причинная связь выражается через объективные функциональные отношения, существуют и Ф. з. между свойствами тел или математическими величинами, не являющиеся причинными связями. Неопозитивизм вслед за Махом пытается заменить понятие причинности понятием Ф. з. без рассмотрения объективного содержания процесса или явления. ФУНКЦИЯ (лат. functio — исполнение, совершение). 1. Внешнее проявление свойств к.-л. объекта в данной системе отношений, напр. функции органов чувств в организме, функции денег, функции государства в об-ве и т. д. Ряд идеалистических направлений пытается свести науку к описанию Ф. объектов, отрицая не только возможность познания сущности, законов вещей, но и их существование (махизм, бихевиоризм и т. д.). 2. В математике и логике Ф. наз. операция сопоставления каждому элементу нек-рого класса (наз. областью определения Ф.) вполне определенного элемента др. класса (области значений этой Ф.). Элементы области определения Ф. наз. ее аргументами, а элементы области значений — значениями Ф. ФУРЬЕ Франсуа Мари Шарль (1772— 1837) — фр. утопический социалист. Ф. выступил с глубокой и яркой критикой буржуазного об-ва, вскрыл противоречия между идеями идеологов фр. революции и действительностью, антагонизм нищеты и богатства. При обосновании социалистического строя он исходит из положений фр. материалистов о решающей роли среды и воспитания в формировании человека. Все человеческие страсти и влечения сами по себе хороши. Порочен не человек, а об-во, в к-ром он живет. Поэтому необходимо создать такой общественный строй, к-рый способствовал бы полному удовлетворению человеческих страстей, их развитию и расцвету. Осн. ячейкой будущего об-ва, как его рисует Ф., является фаланга, каждый член к-рой имеет право на труд. В фаланге устранен калечащий человека уз-: кий профессионализм: каждый член фаланги в течение рабочего дня несколько раз переходит от одного вида труда к др., занимаясь каждым из них 1,5—2 часа. Благодаря всему этому труд превращается в потребность, становится предметом наслаждения. В результате об-во достигает высокого уровня производительности труда и изобилия материальных благ, формируется новый человек как целостная, гармонически развитая личность. Распределение в фаланге осуществляется по капиталу (в системе Ф. сохраняется частная собственность), труду и таланту. Для Ф., как и для др. утопических социалистов, характерно непонимание исторической роли пролетариата, отказ от революции как средства преобразования существующего об-ва. Он намеревался добиться осуществления своих целей мирной пропагандой социалистических идей, в т. ч. и среди капиталистов. Осн. соч.: “Теория четырех движений и всеобщих судеб” (1808), “Теория всеобщего единства” (1822), “Новый промышленный мир и общественный мир” (1829). ФУТУРОЛОГИЯ (лат. futurum— будущее и греч. logos — учение, слово) — представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин “Ф.” предложил в 1943 нем. социолог О. Флехтхейм, имея в виду некую надклассовую “философию будущего”, противостоящую идеологии и утопии. С начала 60-х гг. это понятие распространилось на Западе в смысле “истории будущего”, “науки о будущем”, призванной выявить прогностические (предсказательные) функции всех научных дисциплин. Поскольку перспективы социальных процессов изучаются мн. науками, термин “Ф.”, ввиду его многозначности и неопределенности, с конца 60-х гг. вытесняется понятием “исследование будущего”, к-рое охватывает теорию и практику прогнозирования. В зап. Ф. выделяются апологетическое, реформистское, лево-радикальное и др. течения. В 60-х гг. господствовало первое, выдвинувшее “постиндустриального общества” теорию (Белл, Г. Кан, Арон, Б. де Жуве-нель). Реформисты выступали с позиций теории конвергенции (Ф. Бааде. Ф. Полак, И. Галтунг), леворадикалы доказывали неизбежность катастрофы “зап. цивилизации” перед лицом научно-технической революции (А. Уоскоу и др.). С конца 60-х гг. в Ф. выдвинулось течение, доказывающее неизбежность “глобальной катастрофы” при существующих тенденциях общественного развития, а затем, с конца 70-х гг.,— течение, отстаивающее необходимость перехода к “новой цивилизации”, построенной на принципах демилитаризации, экологизацин, гуманизации об-ва. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука. Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3. |
» Сексуальная совместимость и сексуальные гармоничные отношения... «Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука» |
|