Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Реклама на сайте:
» Фокусы Монро. Значение каждого фокуса. Институт Монро... |
ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА
ЭВДЕМОНИЗМ (rpeч.eudaimonia— блаженство, счастье) — методологический принцип этики, близкий гедонизму. Наиболее полно проявился еще в этических теориях античного мира (Демокрит, Сократ, Аристотель). Гл. критерием нравственности и основой морального поведения человека Э. считает стремление к счастью: личному — индивидуалистический, общественному — социальный Э. Сторонниками Э. были и фр. материалисты 18 в. (Гельвеций, Дидро), объявившие счастье человека конечной целью всякого об-ва и всякой полезной человеческой деятельности. Э. придает понятию счастья общечеловеческий, надысторический смысл, в то время как в об-ве с антагонистическими классами нет и не может быть единого представления о назначении человека. Последнее всегда социально обусловлено. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ -учение о развитии живой природы, разработанное гл. обр. Даренном. В Э. т. были обобщены результаты многовековой селекционной практики, достижения биологии, геологии и палеонтологии, наблюдения самого Дарвина во время кругосветного путешествия. Гл. факторами эволюции живых существ, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и отбор (в домашних условиях — искусственный, в природе — естественный). В ходе борьбы за существование, к-рая происходит в изменяющихся условиях внешней среды, из живых существ выживают и дают потомство лишь наиболее приспособленные. Естественный отбор постоянно совершенствует строение и функции организмов, вырабатывает приспособленность организмов к среде. Э. т. впервые дала научное объяснение многообразию биологических видов, их происхождению, легла в основу совр. биологии. Вместе с естественнонаучными теориями Канта, Ж. Ламарка, Ч. Лайеля Э. т. способствовала обоснованию несостоятельности метафизического способа мышления. Она также нанесла удар идеалистическим взглядам на живую природу и явилась естественноисторической основой диалектико-материалистического мировоззрения. Дальнейшее развитие Э. т. связано с открытиями в генетике и молекулярной биологии механизма наследственной изменчивости, с исследованием видовых популяций, развития биоце-нозоэ и биосферы и т. п. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА—тече ние в этике, развивающееся в русле этического натурализма; основано Спенсером. В 20 в. идеи Э. э. отстаивают Дж. Хаксли, К. Уоддингтон (Англия), Э. Хо-улт, Р. Жерар (США), Тейяр де Шар-ден (Франция) и др. Э. э. рассматривает моральное поведение человека как функцию приспособления к окружающей среде. Критерием нравственности считается процесс развития (эволюция), обнимающий весь живой мир; то, что способствует его прогрессу, есть добро, а то, что противодействует,— зло. Моральные представления и понятия вырабатываются людьми для ориентировки в природных и социальных явлениях. Само же об-во — всего лишь высшая форма естественной ассоциации особей одного вида. В последние годы делаются попытки генетического обоснования Э. э., что проявляется в концепциях со-циобиологии (Э. Уилсон и др.), в к-рых гипертрофируется значение эволюционно-генетических предпосылок этики. В целом Э. э. имеет существенные методологические недостатки,т.к.сведение об-ва и морали к явлениям биологического порядка не является научным. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ — соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в качественные я обратно. Эволюционные изменения в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни подготавливают и неизбежно вызывают революционные изменения в об-ве в целом, и наоборот, Р. приводит к новому характеру эволюционных перемен. Понятие Э. и р. не только соотносительны, но и относительны: процесс революционный в одном отношении может быть эволюционным в др. Критерий для различения Э. и р. объективен. Эволюционные изменения — это увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения — это процесс возникновения нового, того, чего в старом не было. Э. и р. диалектически связаны, ибо новое не может появиться из ничего, как продукт сверхъестественного творения (Креацчонизм), а лишь как результат развития старого. Но простое изменение старого не может породить нечто принципиально новое. Последнее появляется как перерыв постепенного эволюционного развития старого, как скачок в новое состояние. Понятие Э. применяется часто и вне непосредственной связи с понятием Р. В этом случае понятие Э. трактуется широко, как концепция, противостоящая теориям, отрицающим (или ограниченно понимающим) изменчивость природы и об-ва, и используется как синоним понятия “развитие”, включающего в себя как количественные, так и качественные изменения. Для метафизического мышления характерно стремление абсолютизировать либо количественные, эволюционные, либо качественные, революционные, изменения, разрывая их и противопоставляя одно др. Развитие рассматривается либо как плоская Э. (Ламарк, Спенсер), либо как процесс причинно необусловленных скачков (Кювье). Применительно к социальным процессам метафизика проявляется как при отказе от Р. и абсолютизации постепенных изменений и реформ, так и при левацких призывах к “прямому” революционному насилию, способному якобы решить все социальные проблемы (Анархизм). ЭВРИСТИКА (греч. heurisko—отыскиваю, открываю) — наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении. Эвристические методы (др. название “Э.”) позволяют ускорить процесс решения задачи. Значительный интерес к их исследованию возник в связи с возможностью решения ряда задач (распознавание объектов, доказательство теорем и т. д.), в к-рых человек не может дать точный алгоритм решения, с помощью технических устройств. Назначением Э. является построение моделей процесса решения к.-л. новой задачи. Существуют следующие типы таких моделей: модель слепого поиска, к-рая опирается на т. наз. метод проб и ошибок; лабиринтная модель, в к-рой решаемая задача рассматривается как лабиринт, а процесс поиска решения — как блуждание по лабиринту; структурно-семантическая модель, к-рая считается в настоящее время наиболее содержательной и к-рая отражает семантические отношения между объектами, составляющими область задачи. Э. связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, структурной лингвистикой, теорией информации. ЭГОИЗМ (лат. ego—я) —жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; выражается в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами об-ва и окружающих; одна из форм проявления индивидуализма. Э. наиболее характерен для частнособственнических отношений. Как моральное качество Э. в истории нравственного сознания человечества обычно оценивался отрицательно, хотя в период борьбы с сослов-но-иерархической организацией феодального об-ва он сыграл определенную роль в обосновании права каждого индивида на стремление к счастью. С утверждением капиталистических отношении теории, проповедующие Э., приобрели явную антисоциальную направленность (Штирнер), а затем и реакционный смысл (Ницше), сознательная же приверженность Э. как псевдонравственному принципу вырождалась в аморализм. Э. противопоставляются принципы коллективизма и сознательного служения людям, об-ву. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ И ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч. esoterikos—внутренний и exoterikos — внешний). Термином “эзотерический” наз. идею, теорию, предназначенную только для посвященных, понятную лишь специалистам. В противоположность ему термин “экзоте-рический” применяется в смысле “популярный”, “доступный и неспециалисту”. Употребляются также для обозначения внутренних, существенных (эзотерических) и внешних (экзотерических) связей явлений. ЭЙНШТЕЙН Альберт (1879—1955)— физик-теоретик, создатель специальной и общей теории относительности, к-рые существенно изменили научные представления о пространстве, времени,движении, материи, показав их глубокую взаимосвязь. Внес важный вклад в развитие квантовой теории, введя представление о квантах света (фотонах) и распространив в дальнейшем квантовые представления на ряд других физических процессов. До 1933 работал в Германии, откуда после установления фашизма эмигрировал в США. Оценивая роль Э. в развитии науки,Ленин назвал его одним из “великих преобразователей естествознания” (Т. 45. С. 29). Затрагивая методологические проблемы исследования структуры научной теории, роли математики в развитии науки, Э. критиковал наивно-эмпиристские и индуктивистские (Индукция) представления об абстракции, показывал сложные отношения между научной теорией, экспериментом и характеристиками природы, существующей независимо от нашего сознания. Испытав в юности влияние Маха, к-рого ценил за критику методологических установок классической механики, позднее называл его “жалким философом”. Хотя в статьях Э. встречаются положительные оценки трудов ряда философов-неопозитивистов, в целом его мировоззрение оппозиционно идеализму. Большое внимание Э. уделял проблемам нравственности, особенно личной ответственности и свободы человека, выступал против любых форм расового, национального и социального угнетения. Принимал активное участие в борьбе ученых (в частности американских) за запрещение использования атомной энергии в военных целях. Был иностранным членом Академии наук СССР. ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ (лат. aequi-valens — равносильный, равнозначащий) в логике — отношение между высказываниями (суждениями, предложениями, формулами), выражающее тот факт, что два высказывания имеют одинаковые значения истинности (т. е. оба истинны или оба ложны). Термин “Э.” употребляют и в более широком смысле — для обозначения всевозможных отношений типа равенства, т. е. отношений, обладающих свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности. Примерами таких отношений могут служить подобие или равновели-кость геометрических фигур, равномощ-ность множеств (Множеств теория), изоморфизм к.-л. систем (Изоморфизм и гомоморфизм), параллельность прямых или плоскостей. ЭКВИВАЛЕНЦИЯ — логическая операция, состоящая в употреблении связок типа “если и только если” в содержательных логических выводах и разговорном языке; выражается через импликацию и конъюнкцию. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования) — иррационалистиче-ское направление в совр. зап. философии, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека сегодняшнего дня, пользовавшееся большим влиянием в 40—60-е гг. Идейные истоки Э.— философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают Э. религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Шестов, М. Бубер) и атеистический (Сартр, Камю. С. Бовуар). Особняком стоит фундаментальная онтология Хайдеггера, к-рую нельзя безоговорочно отнести ни к религиозному, ни к атеистическому Э. В Э. нашел отражение кризис буржуазного либерализма с его поверхностно-оптимистическим миропониманием, с верой в прогрессивное развитие буржуазного об-ва, к-рый не выдержал испытания бурными событиями века. Э. возник как мировоззрение пессимистическое, ставившее перед собой вопрос: как жить человеку, потерявшему либерально-прогрессистские иллюзии, перед лицом исторических катастроф? Э.— это реакция на рационализм эпохи Просвещения и нем. классической философии, а также на кантианско-позитивистскую философию, получившую большое распространение в конце 19 — начале 20 в. По мнению экзистенциалистов, осн. черта рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. В результате этого вся действительность, в т. ч. и человек, предстает перед рационалистом только как объект научного исследования и практического манипулирования, в силу чего такой подход носит “безликий” характер. Э., напротив, должен выступить как противоположность внеличной,“объективной” научной мысли. Э., т. обр., противопоставляет философию и науку. Предметом философии, говорит, напр., Хайдеггер, должно стать “бытие”, в то время как предмет науки — “сущее”. Под “сущим” подразумевается все относящееся к эмпирическому миру, от к-рого необходимо отличать само бытие. Последнее постигается не опосредствованно (через рассудочное мышление), а лишь непосредственно, открываясь человеку через его бытие, его личное существование, т. е. через экзистенцию. В экзистенции как раз и заключена нерасчлененная целостность субъекта и объекта, недоступная ни рассудочно-научному, ни спекулятивному мышлению. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т. е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу. Согласно Э., свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а “выбирал” самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя “обстоятельствами”. Чувство вины за все совершающееся вокруг него— это чувство свободного человека (Бердяев). В экзистенциалистской концепции свободы выразился протест против конформизма и приспособленчества, характерного для обывателя, к-рый чувствует себя винтиком огромной бюрократической машины, неспособным ч.-л. изменить в ходе событий. Отсюда постоянное подчеркивание Э. человеческой ответственности за все, что происходит в истории. Однако экзистенциалистское понятие свободы остается субъективистским: оно трактуется в чисто этическом, а не в социальном плане. Отвергая рациональное познание как не соответствующее тому предмету, с к-рым имеет дело философия, Э. выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности, опираясь гл. обр. на Гуссерля (Хайдеггер, Марсель, Сартр), Дильтея (Хайдеггер, Ясперс), отчасти на интуитивизм Бергсона. Мн. экзистенциалисты (Хайдеггер в поздний период своей деятельности, Марсель, Камю и др.) считают, что философия по своему методу познания стоит гораздо ближе к искусству, чем к науке. Э. оказал такое большое влияние на искусство и литературу Запада 40— 60-х гг., а через них и на умонастроения значительной части интеллигенции. Социально-политическая позиция у различных представителей Э. неодинакова. ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. exsistentia — существование) — одно из осн. понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности. Впервые в этом значении термин “Э.” употребляется Кьеркегором. Согласно экзистенциалистам, Э. представляет собой то центральное ядро человеческого “Я”, благодаря к-рому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Э.— это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно теории экзистенциалистов (Сартр), нечто определенное, заранее данное, а, напротив, “открытая возможность”. Одно из важнейших определении Э.— ее необъективируемость. Человек может объективировать свои способности, знания, умения практически— в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т. д., объективируя их теоретически. Единственное, что ускользает от его как практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, т. обр., не подвластно ему,— его Э. Учение об Э. направлено как против рационалистического понимания человека, усматривающего сущность последнего в разуме, так и против марксистского понимания этой сущности как совокупности общественных отношений. Через понятие Э. Хай-деггер, Ясперс, Марсель выходят к понятию бытия, к-рое, по их мнению, было предано забвению как в нем. идеализме, так и в материализме. ЭКЛЕКТИКА (греч. ekigo — выбираю) — соединение различных, иногда .противоположных философских взглядов, теоретических посылок, ценностных суждений и т. п. Как методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и сочетании различных сведений и знаний, Э. использовалась в позднегреч. философии, схоластике, в нек-рых дискуссиях нового времени. Э. характеризуется неумением выделять гл., ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире, ЭКОЛОГИЯ (греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — слово, знание, наука) — наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Под организмом в данном случае понимается все живое на Земле, обладающее способностью обменивать вещества и воспроизводить себе подобное, 'а средой обитания — все то, что окружает эти организмы, все, с чем они соприкасаются и взаимодействуют. Термин “Э.” впервые употребил в 1858 амер. писатель Торо. Однако научное содержание этому понятию придал в 1866 Геккель, определив Э. как “науку об экономии природы”. Интенсивное развитие Э. получила в 20 в., перестав уже быть только биологической дисциплиной. Ее объектами стали популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы, человек и биосфера в целом. В результате возник ряд тесно связанных между собой самостоятельных научных дисциплин и направлений: общая Э., глобальная Э., эволюционная Э., Э. животных, Э. растений, космическая, медицинская, сельскохозяйственная и т. п. Э. В последние годы идет активный процесс становления социальной экологии. “ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ” ПРИНЦИП — субъективно-идеалистическое положение, по к-рому критерий истины всякого познания состоит в достижении максимума знаний с помощью минимума познавательных средств; введен Махом (“Принцип сохранения работы”, 1872) и Авенариусом (“Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей траты сил”. 1876); распространен в совр. буржуазной философии. “Э. м.” п. подвергнут резкой критике В. И. Лениным в работе “Материализм и эмпириокритицизм” как идеалистический, поскольку истинность научных положений определяется не тем, насколько они “экономят” мысль, а их соответствием объективному миру. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — вульгарно-материалистическая концепция, рассматривающая экономический “фактор” (или “среду”), экономику не как порождение человеческой деятельности, но как наделенную всеми функциями субъекта истории, каковыми в действительности являются люди. Значение бытия человека, его культурного мира, творческой инициативы, идей, теорий в историческом процессе при этом отвергается или принижается. Э. м. возник как форма вульгаризации материалистического понимания истории. Сторонниками Э. м. были Лафарг, Бернштейн и др., в России — представители “легального марксизма”, “экономизма”; получил известное распространение на почве бюрократических извращений социализма. ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimen-tum — проба, опыт) — исследование к.-л. явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Э.— сторона общественно-исторической практики человечества и поэтому является источником познания и критерием истянности гипотез и теорий. С развитием науки и техники сфера Э. расширяется, охватывая все большее множество объектов материального мира. Э. включает в себя: выделение объекта исследования, создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов, материальные воздействия на объект или условия, акты наблюдения и измерения с применением соответствующих технических устройств. От такого Э. следует отличать простое наблюдение без активного воздействия на объект, а также “мысленный Э.”, представляющий собой форму теоретического моделирования процессов или систем, неосуществимых в данный момент по техническим или др. причинам. Особой формой Э. является исследование сложных процессов или конструируемых систем по их техническим моделям. Оно может дополняться теоретическим моделированием процессов при помощи электронно-вычислительных машин. В противоположность априоризму (Априори) диалектический материализм усматривает в Э. и наблюдении источник теоретических представлений. Их связь с Э. может быть непосредственной, если они прямо выводятся из опыта, и косвенной, если они выводятся на основе анализа следствий из законов и положений, установленных ранее прямым Э. Теория представляет собой качественно новый уровень в познании по сравнению с Э. Она выражает движение мысли от явлений к сущности, ко все более глубокому познанию законов. Сложные формы Э. в настоящее время рассчитываются и проектируются на основе теорий. ЭКСПЛИКАЦИЯ (лат. explicatio— объяснение, развертывание) — 1. Этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности того или иного предмета, явления,— объяснение. 2. Процесс развертывания, в результате к-ро-го раскрывается содержание к.-л. единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга. Термин “Э.” в этом смысле широко используется в идеалистической философии. Так, в неоплатонизме мир, отдельные вещи рассматриваются как Э., “саморазвертывание” бога, в к-ром они первоначально существуют в единстве. Гегель рассматривает действительность как саморазвертывание понятия в многообразие его определений. 3. Логико-методологический прием замещения привычного, но неточного понятия или представления точным научным понятием. Э. обычно выступает как разработка исходных в развитии научной теории понятий, в отличие от дона-учного, или еще неопределенного научного, знания о предмете. Распространена в логической семантике, где термин “Э.” и получил указанное значение. ЭКХАРТ Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260—1327) —нем. философ-мистик, монах-доминиканец; занимал ряд высоких церковных постов; преподавал в Париже, Страсбурге и Кёльне. В своих проповедях и трактатах пользовался не лат., а нем. языком, доступным народу; внес вклад в создание нем. философского языка. Э.— представитель т. наз. апофатической (отрицательной) теологии, полагавшей, что бог не имеет атрибутов и не поддается определению. Согласно Э., безличный и бескачественный абсолют есть чистая божественная сущность, “божество”, или “ничто” (“бездна”) как возможность любого бытия. “Первое обособление божества” — бог в трех лицах, выступающий творцом мирового процесса. Человеческой душе, по Э., присуще некое несотворенное единосущное богу начало (“свет” или “искра” души), с помощью к-рого она проходит путь отрешения, последовательного освобождения от всех сил, образов, определений и погружается в божественное “ничто”, включаясь в процесс вечного порождения богом самого себя. Такая т. зр. могла быть истолкована в духе пантеизма, что делало ее неприемлемой для ортодоксального христианства. В 1329 папской буллой мн. положения учения Э. были объявлены ложными. Идеи Э. оказали влияние на развитие нем. идеалистической философии, в частности мистики (Бёме и др.), на воззрения Николая Кузанского и Лютера. Глубокий интерес к его взглядам проявляли Шеллинг и Гегель. Близость к идеям Э. характерна для ряда положений “фун-даментальнои онтологии" Хайдеггера. ЭЛЕАТЫ, или элейцы,— древнегреч. философская школа 6—5 вв. до и- э., возникшая в г. Элее (Южн. Италия); идеалистическая тенденция, присущая философии Э., усиливалась по мере развития школы. Гл. ее представители: Ксе-нофан, Парменид, Зечон Элейский, Мелисс с о. Самое (5 в. до н. э.). Против стихийно-диалектического воззрения милетской школы и Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение влекло за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона. Доводы Э. против диалектики (особенно апории Зенона), несмотря на их метафизический характер, сыграли положительную роль в последующем развитии диалектики: они остро поставили проблему, как выразить в логических понятиях противоречивый характер движения, тем самым указали на диалектическую природу познаваемых процессов н явлений и самого их познания. ЭЛЕМЕНТ (лат. elementum — стихия, первоначальное вещество) — понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый (напр., атом в системе “молекула”, электрон в системе “атом” и т. д.). Однако “неделимое” в одной системе оказывается делимым в др. Понятие Э. с необходимостью возникает в процессе исторического познания природы. Первые древнегреч. материалисты признавали единым Э. мира либо воду (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит). Такие античные философы, как Демокрит, а позднее Эпикур, выдвинули учение об атомах как мельчайших, неделимых частицах материи. В развитии учения о материи всегда существовало противоречие между стремлением естествоиспытателей найти простейшие Э. материи и отсутствием в природе таковых в силу бесконечности и неисчерпаемости материи. Великие естественнонаучные открытия в конце 19 в. подорвали господствовавшие представления о существовании первичных и бесструктурных атомов. Совр. физика стремится доказать сложность строения электронов, нейтронов и др. частиц, рассматриваемых как элементарные, подтверждая этим тезис об отсутствии в природе простейших, неразложимых Э. ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА— одна из сократических школ, существовала в 4—3 вв. до н. э. Основана Федо-ном из Элиды, любимцем Сократа. Впоследствии она была перенесена Менеде-мом (учеником Стилпона) в Эретрию. Оригинальных произв. этой школы не сохранилось. О ней известно гл. обр. из соч. Цицерона и Диогена Лазртского. По своему направлению эта школа очень близка к мегарской школе. Сторонники Э.-э. ш. в осн. занимались этическими вопросами. Менедем утверждал, что все разнообразные добродетели едины в своей основе и поэтому сводятся к одному благу, к-рое представляет собой постигаемую разумом истину. Ме-недему также приписывается взгляд, что общие свойства вещей не являются самостоятельно существующими, а проявляются лишь в отдельных конкретных вещах. ЭЛИТЫ ТЕОРИИ (фр. elite—луч шее, избранное) — теории об исключительной миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привилегированных слоев об-ва (элит) н пассивности остальных людей (масс). Различаются по способу обоснования. В биологических теориях (Р. Уильяме, Э Богардус) акцент делается на биоло-гическо-генетических признаках, лежащих, по убеждению адептов этих теорий, в основе разделения людей на выдающихся и рядовых, активных и пассивных, полноценных и неполноценных; в психологических теориях (Г.'Джиль-берт, Б. Скиннер) — на психологических качествах, обусловливающих исключительность одних и заурядность других; в психоаналитических (Фрейдизм, Э. Эриксон) — на способности сублимировать сексуальную энергию и стремление к власти или покорности; в социально-психологических (Фромм, Г. Лассуэлл) — на признании различных типов характера, детерминированных как психологическими особенностями каждого человека, так и социальными факторами его жизни; в технократических (Дж. Бернхэм, Дж. Гэлбрейт) — на организаторских функциях людей, управляющих производством и занимающих особое положение в “технострук-туре” благодаря своим техническим навыкам; в наукократических (Белл и др.) — на рассмотрении фактора научного знания и роли ученых в совр. мире как ведущей силы, предопределяющей научно-технический и социальный прогресс “постиндустриального об-ва”. Несмотря на множество оттенков в толковании тех или иных вопросов, общим для всех Э. т. являются постулаты: о естественном неравенстве людей, предопределяющем извечное деление об-ва на элиту и массы; о необходимости элиты как движущей силы научно-технического и социального прогресса; о неизбежном господстве одних и подчинении др.; о полноправии и законности правящего меньшинства, обладающего властью над большинством; о пассивности и аморфности масс, не только не оказывающих никакого позитивного влияния на исторический процесс, но и содержащих в себе якобы разрушительные силы, способные обратиться против достижений цивилизации. ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (лат. emergere — появляться, возникать) — идеалистическая теория развития. Получила распространение в анг-ло-амер. немарксистской философии 1-й трети 20 в., особенно среди нек-рых представителей неореализма. Осн. представители: Александер, К. Ллойд-Морган, Ч. Д. Броуд. Теория Э. э. возникла в 20-х гг. Теоретики Э. э. рассматривали процессы изменения как иррациональные, логически непостижимые акты и в конечном итоге приходили к признанию божества. Эта теория приводит к отрицанию естественной и исторической закономерности и роли количественной стадии изменения в процессе развития. Для Ллойд-Моргана вся природа одухотворена: нет физического без психического. Александер первоосновой природы объявил нематериальное “пространство-время”, по отношению к к-рому материя производна. Первоэлементами природы служат для него нематериальные “точки-моменты”. Броуд защищал витализм и переселение душ. ЭМЕРСОН Ралф Уолдо (1803—82)— амер. философ, публицист и поэт. Глава трансценденталистов. Значительное влияние на него оказали Платон и неоплатоники, Гёте, Карлейль, англ. поэты-романтики У. Вордсворт и С. Колридж, а также вост. мистики. “Вечная проблема” философии, по Э., состоит в отношении духа и материи. Он решает ее идеалистически: “Природа есть символ духа”. Высший синтетический принцип бытия — сверхдуша, бог. В гносеологии же Э. близок к интуитивизму; созерцание, интуиция, экстаз (“пророческое вдохновение”) — лучшие способы постижения истины. Всюду в мире присутствует красота; осн. ее черты — гармония, совершенство и духовность. “Созидание красоты есть искусство”. Решающая роль в истории, по Э., принадлежит великим людям (и вообще “все глубокие прозрения — удел индивидуализма”) ; они способствуют прогрессу об-ва, к-рый состоит в моральном совершенствовании людей. Индивидуализм Э. включал и веру человека в свои силы (принцип “доверия к себе”), идею самоценности личности, борющейся за самобытность национальной культуры. Э. отмечал, что “на земле царит вечная борьба и антагонизм интересов между богатыми и бедными”; его симпатии были на стороне работников. Социально-этический идеал Э.— утопическая мечта о цельности личности, о всеобщем благе и равенстве, основанном на труде и справедливом распределении частной собственности. Э. критиковал буржуазный строй и выступал против рабства в США, против захватнических войн. “Нынешняя демократия,— писал он,— не имеет ничего общего с демократическим началом. Насквозь проникнутая торгашеским духом, она обречена на гибель”. Осн. соч.: “Природа” (1836); “Опыты” (1841—44); “Представители человечества” (1850); “Общество и одиночество” (1870). ЭМОТИВИЗМ (лат. emovere — возбуждать, волновать) — субъективистская буржуазная теория морали, в к-рой была наиболее последовательно применена методология логического позитивизма. Осн. представители — Ааер, Карим, Реахенбах, Ч. Стивенсон. Установив при исследовании моральных суждений и терминов, что они не поддаются непосредственной опытной проверке (Верифицируемости принцип), эмо-тивисты пришли к заключению, что эти суждения и термины не несут в себе никакой информации, лишены смысла, а потому не являются ни истинными, ни ложными. Значение нравственных высказываний имеет чисто “эмотивный” характер, т. е. служит якобы лишь для выражения эмоций говорящего и для того, чтобы склонить слушателя к таким же эмоциям и соответствующим действиям. К различию индивидуальных и групповых эмоций, согласно Э., и сводится различие нравственных позиций людей. Отсюда делается вывод, что каждый волен придерживаться любой т. зр. в морали, что противоположные убеждения логически не противоречат друг другу. Поэтому доказательство одних и опровержение др. убеждений производится не рациональным, а чисто психологическим путем подсознательного внушения. Э.— нигилистическая и скептическая теория морали. Пытаясь обосновать абсолютную свободу индивида в выборе нравственной позиции. она, в сущности, оправдывает произвол в поведении и нравственных убеждениях и в то же время лишает индивида способности действительно самостоятельно и сознательно избирать моральную позицию. ЭМПЕДОКЛ из Агригента (на о. Си-цилия) (ок. 490—30 до н. э.) — древне-греч. философ-материалист, идеолог рабовладельческой демократии. В своей философской поэме “О природе” сводил все многообразие вещей к четырем “корням”: земле, воде, воздуху и огню. Это учение о четырех элементах (или стихиях) природы в течение мн. вв. удерживалось в античной и средневековой философии. Соединение н разделение элементов Э. объяснял действием двух противоборствующих сил: притяжения и отталкивания (“дружбы” и “вражды”). Преобладание той или др. силы определяет различные стадии циклически происходящего развития вселенной. Большое историческое значение имела высказанная Э. догадка о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора более жизнеспособных сочетаний. ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте н посредством опыта. Идеалистический Э. (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Французский материализм 18 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешние мир. Однако осн. противоположность между Э. и рационализмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: нек-рые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Гл. пункт разногласия в том. что Э. выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Нек-рые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение. Ограниченность Э. состоит в метафизическом преувеличения роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роля и относительной самостоятельности мышления (см. также: Сенсуализм, Позитивизм). ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (“критика опыта”), или махизм,—субъективно-идеалистическое течение, основанное Авенариусом и Махом. Э. выступал в качестве разновидности позитивизма (“второй позитивизм”). Считая осн. законом познания “экономию мышления”, Э. “очищает” понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т. д. как “априорных апперцепции” (рассудочных понятий), якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге Э. выдвигает представление о мире как совокупности “нейтральных элементов”, или “ничьих” -ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т. е. неразрывной связи субъекта и объекта, Э. превращается в систему субъективного идеализма. Э.— возрождение берклианства и юмизма, прикрываемое требованием нейтральности в философия. Э. был связан также с методологическим кризисом в физике, со школой физического идеализма. Критикуя Э., Ленин в работе “Материализм и эмпириокритицизм” раскрыл его связь с фидеизмом. Наряду с Авенариусом и Махом к Э. принадлежали И. Пет-цольдт, Ф. Карстаньен, Р. Вилли, Ф. Адлер, Богданов, В. Базаров и др. Продолжением “антиметафизического” учения Э. стал неопозитивизм. ЭМПИРИОМОНИЗМ (греч. empeiria — опыт и monos — единственный)— так Богданов наз. свою философию — разновидность эмпириокритицизма, махизма. Э. основан на субъективно-идеалистическом понятии Маха о нейтральности элементов опыта (т. е. ощущений) . Философия Авенариуса и Маха дуалистнчна, по мнению Богданова, потому что она построена на основе автономности психического и физического рядов элементов индивидуального опыта, к-рому необходимо дать монистическую интерпретацию; отсюда название богдановской теории — “Э.”. С т. зр. Э., все есть так или иначе организованный опыт (понимаемый как совокупность чувственных данных, т. е. идеалистически; Богданов называл их также “кристаллами” социально-трудовой активности). При этом физический мир (объективное) — коллективно и социально организованный опыт, а психическое, составляя его “нераздельную часть”,— опыт, организованный индивидуально. “Единый мир опыта,— говорит Богданов,— выступает как содержание для единого познания. Это — эмпириомонизм”. Вселенная с ее пространством и временем, причинно-следственными связями (включая человека и его сознание), согласно Э., представляет собой непрерывную цеп* комплексов элементов, различных как по степени, так и по форме организации. В анализе психики, оцениваемой с позиций энергетизма, Э. придает большое значение психическому подбору (биологической приспособляемости организма к среде) и методу подстановки. Последней означает, что на место неизвестного физического или физиологического факта всегда можно подставить факт психический и наоборот, т. е. свести материальное к идеальному. Э. отождествляет общественное бытие с общественным сознанием, защищая идеализм в истории. Крнтика Э. дана Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”, a также в работах Плеханова. ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ (греч. ernpeiria—опыт И symbolon—условный знак, символ) — термин, к-рым философ Юшкевич обозначил свою разновидность эмпириокритицизма. Осн. идея Э.— всеобщие понятия (истина, бытие, сущность и т. д.) суть только произвольные символы и ничего реального не отражают — была заимствована им у Маха (считавшего, напр., материю всего-навсего логическим символом). В статье “Современная энергетика”, помещенной в махистском сб. “Очерки по философии марксизма” (1908) и в книге “Материализм и критический реализм” (1908), Юшкевич пытался доказать, что объективный мир — это совокупность эмпириосимволов (т. е. символов идеалистически толкуемого опыта), к-рые призваны систематизировать “первичные данные” коллективного человеческого сознания. Выбор же той или иной системы символики диктуется, по Юшкевичу, удобством интерпретации опыта (здесь очевидно влияние на Э. прагматизма и конвенционализма). Ленин в книге “Материализм и эмпириокритицизм” показал, что Э.— субъективный идеализм, для к-рого внешний мир и его законы являются лишь символами познавательной способности человека. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — категории, характеризующие основополагающие формы научного познания, а также структурные компоненты и уровни научного знания. В научном познании выделяют эмпирические и теоретические исследования. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано -с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности посредством этого аппарата в ее существенных связях и закономерностях. Оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. С др. стороны, теоретическое исследование, развивая и конкретизируя содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование. Наука не может совершенствоваться и развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными. Задачу науки, заключающуюся в том, чтобы “видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 25. Ч. 1. С. 343), решает теоретическое мышление, неразрывно связанное с эмпирическим познанием. Дналектико-материалистическое решение проблемы Э. и т. служит основой разработки таких важных вопросов гносеологии, методологии и логики науки, как: способы получения научного знания; проверка гипотез; отношение знания, выражающего законы науки, и знания, формулирующего данные наблюдения и эксперимента; природа идеализации, типологии, объяснения и др. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука. Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3. |
» Самый древний сонник на земле. Сонник Богов... «Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука» |
|