Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Реклама на сайте:
» Аутогенная тренировка... |
ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА
ДУАЛИЗМ (лат. duo — два) — философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом Д. часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Д. в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. Д. служит философской основой теории психофизического параллелизма. ДУНС СКОТ Иоанн (1265/66-1308) — видный представитель оппозиционной схоластики 13—14 вв., “тонкий доктор” (doctor subtilis), основоположник новой францисканской школы (августинианская школа, для к-рой характерно свободное отношение к авторитету Л вгусгына, использование идей Аристотеля). Научно-философское мировоззрение Д. С. сложилось под сильным влиянием оксфордской школы, менее заметное воздействие оказала на него парижская теологическая школа. Д. С. выступил с резкой критикой го-мизма. В отличие от Фомы Аквинского стремился отделить философию, понимаемую как теоретическое знание, постигающее внешний мир на основе разума и опыта посредством науки, от теологии, которую считал практической дисциплиной,призванной содействовать спасению души, т. е. имеющей прежде всего моральный характер; разум от веры (доказывал невозможность рационалистического обоснования теологических идей творения из ничего, троичности бога, бытия бога, бессмертия души, загробной жизни, к-рые являются объектами веры). Одно из центральных положений учения Д. С.— свобода воли и зависимость разума от воли как у бога, так и у человека; бог, в понимании Д. С.,— это абсолютная свобода. В средневековом споре о природе универсалий придерживался скорее номинализма: реальны единичные индивидуальные телесные вещи; для их характеристики, чтобы подчеркнуть примат единичного, вводит понятие haecceitas (“этость”) в смысле индивидуального отличия. В философии Д. С. прослеживается материалистическая тенденция; по словам Маркса, философ “заставлял самое теологию проповедовать материализм” (Т. 2. С. 142). Основой познания Д. С. считает чувственную интуицию, на основе к-рой интеллект создает индивидуальный образ вещи, в процессе абстракции образуется общее понятие. В основе подлинно научного знания, по Д. С., лежит математика. ДУХ (лат. spiritus — буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в широком смысле слова понятие, к-рое тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием мышления. Представители различных течений философии выделяют субъективный Д. (субъект, личность, индивид), абсолютизация к-рого ведет к субъективному идеализму, и объективный Д. (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности к-рого ведет к объективному идеализму. Античная философия рассматривала Д. как условие и результат высших форм деятельности (напр., для Аристотеля это мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако Д. понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин). Такая т. зр. внешне близка религиозной идеологии, согласно к-рой Д.— бог, сверхъестественная сущность, могущая быть лишь предметом веры. Представители нем. классического идеализма подчеркивали активность Д., рассматривая его прежде всего с т. зр. деятельности самосознания. Так, Гегель понимал Д. как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности: бытие Д. есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Д., по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает Д. как вторичное по отношению к природе. Для античных материалистов Д. есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу. Материалисты 17—18 вв. (Гоббс, Локк. Ла-метри) понимали Д. лишь как комбинацию ощущений или общее чувство, в целом — как разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и связывает его с процессом и результатами человеческой деятельности, с духовным производством. Духовное есть особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей; по словам Энгельса, мыслящий дух — “высший цвет” материи (Т. 20. С. 363). Духовная жизнь об-ва —общественное сознание — выступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно воздействует на общественное бытие, на практическую деятельность человечества. ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО -понятие, введенное Марксом для характеристики производства идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Является составной частью общественного производства, представляющего единство материального и Д. п.; зависит в конечном счете от материального производства, определяется его базисными отношениями. Поэтому Д. п. носит исторический характер, представляя собой духовную деятельность, облеченную в определенные общественные формы. Творческая деятельность в сфере Д. п. органически связана с преемственностью,поскольку, лишь воспринимая наследие и заново оценивая его, люди обретают способность творить сами. Произведения культуры, запечатленные в материале, языке, должны быть возрождены новыми поколениями, включены в их деятельность. Это означает, что люди не только производят определенные идеи, представления, но и воспроизводят их, тем самым неся ответственность за их судьбы, за их смысл. Выделяют две формы Д. п.: функционально заданную и универсально-преемственную. В первой индивид действует только как носитель некой функции; поле его культурной деятельности при определенных социальных условиях искажено и сужено готовыми, заранее заданными предпосылками. Во втором случае индивид включается в развитие в качестве “всеобщей производительной силы”, он осуществляет, согласно Марксу, “свободное духовное производство данной общественной формации” (Т. 26. Ч. 1. С. 280). Именно эта универсально-преемственная форма и будет преобладать при коммунизме. Конечный смысл всякого Д. п. в том, чтобы максимально развился личностный духовный мир каждого человека, что невозможно без непосредственной его работы над собой, “выработки в человека” (Достоевский). ДУША — термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлениях первобытных людей Д. рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т. п.) В религии под Д. понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в “потустороннем” мире. В идеалистической философии Д. отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля — низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная Д.). В дуалистических учениях Д. понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джеме). В домарксовском материализме (Демокрит, метафизический материализм) Д. понималась как производное, вторичное, зависимое от тела, но при этом Д., психическая деятельность, сводилась к механическим или физико-химическим процессам. Нередко отдельные философы-материалисты допускали всеобщую одушевленность мира (Ги-лозоизм). В русле идеализма (неоплатонизм, Шеллинг, Соловьев) представления об одушевленной природе как организме выражались в идее “мировой души”. Научное объяснение человеческой психики дается в диалектическом материализме. ДЬЮИ Джон (1859—1952)—амер. философ-идеалист, оказавший большое влияние на зап. философию, социологию, эстетику, педагогику США; основатель “чикагской школы” прагматизма. Начав с гегельянства и пройдя через эволюционистский позитивизм, Д. разработал новую версию прагматизма, названную им “инструментализмом”, или “гуманистическим натурализмом”. Согласно этой версии, идеи суть не формы отражения действительности, а лишь инструменты манипулирования с “сырым” опытом, исходя из задач данной “ситуации”. В своих социологических работах Д. выступает как поборник либерализма (“регулируемой свободы” и “равных возможностей”) и индивидуализма. Классовой борьбе и социалистической революции он противопоставляет сотрудничество классов и улучшение об-ва путем педагогических реформ. “Экспериментальный метод” педагогики Д. основан на воспитании индивидуальной инициативы и предприимчивости, понятых как постоянная черта “человеческой природы”. Соч.: “Школа и общество” (1899), “Демократия и воспитание” (1916), “Реконструкция в философии” (1920), “Логика, теория исследования” (1938), “Человеческие проблемы” (1946) и др. ДЮРИНГ Евгений (1833—1921) — нем. проф. механики, философ и экономист. В философии — эклектик, сочетавший позитивизм, непоследовательный механистический и даже вульгарный материализм и откровенный идеализм; в области политической экономии и социологии — выразитель мелкобуржуазной идеологии. Выступил против учения Маркса и Энгельса в период, когда с.-д. партия Германии, возникшая на базе объединения двух существовавших ранее самостоятельных партий — лассальянцев и эйзенахцев, укрепляла свои ряды и когда вопросы теории приобрели особенно важное значение. Учитывая опасность, к-рую представляли собой произв. Д. для не окрепшего еще нем. рабочего движения, Энгельс выступил против Д. и подверг его взгляды уничтожающей критике в специально написанной книге “Анти-Дюринг”. Осн. соч.: “Курс философии” (1875), “Критическая история национальной экономии и социализма” (1875). ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858—1917) — фр. социолог и философ; позитивист, последователь Конта, проф. в Сорбонне. Д. утверждал, что социология должна изучать об-во как особую духовную реальность, законы к-рой отличны от законов индивидуальной психики. Любое об-во, по Д., основано на общезначимых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными фактами — коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т. д.), к-рые принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой. Общественное развитие Д. объяснял тремя факторами: плотностью населения, развитием путей сообщения, коллективным сознанием. Всякое об-во характеризуется социальной солидарностью. В первобытном об-ве солидарность была “механической”, основанной на кровном родстве. В совр. мире солидарность “органическая”, основанная на разделении труда, т. е. на классовом содружестве при добывании средств к жизни. Важным моментом общественной жизни Д. считал религию. В ней. по мнению Д., об-во обожествляет само себя. Осн. соч.: “О разделении общественного труда” (1893), “Метод социологии” (1895), “Элементарные формы религиозной жизни” (1912). Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука. Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3. |
» Ясновидение, яснослышание, развитие ауровидения... «Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука» |
|