Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Реклама на сайте:
» Любовь с первого взляда. Любовные отношения. Сексуальность... |
ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА
АБЕЛЯР Пьер (1079—1142) — фр. философ и теолог. Один из основателей схоластического метода, сторонник диалектики, трактуемой им как исследование истины путем обсуждения различных, в т. ч. противоположных, суждений. В теологии А. сделал попытку примирить веру и знание, частично разграничив их сферы. Трактовке А. бога присуща пантеистическая тенденция в сочетании с идеей необходимости, к-рой подчинена божественная деятельность, что противоречило господствовавшим в то время августинианским представлениям о произвольном характере божественного руководства миром. В споре о природе универсалий А. стремился преодолеть взгляды своих учителей: крайний номинализм Росцелина и крайний реализм (Реализм средневековый) Гильома и Шампо. А.— основоположник гносеологической доктрины умеренного номинализма, к-рую впоследствии стали называть концептуализмом. АБСОЛЮТ (лат. absolutus — безусловный) — философское понятие, используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, к-рый “самодостаточен”, не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. А. для религии есть бог, у Фихте — это “Я”: в философии Гегеля в роли А. выступает мировой разум (абсолютный дух): у Шопенгауэра воля, у Бергсона - интуиция. Диалектический материализм отвергает гакие представления об А. как ненаучные. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым. Учение об А. и о. и. дает ответ на вопрос: “...могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно?” (Ленин В. И. Т. 18. С. 123). В связи с этим А, и. понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности (1) и как тот элемент знаний, к-рый не может быть опровергнут в будущем (2). Наши знания на каждой ступени развития обусловлены достигнутым уровнем науки, техники, производства. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, к-рые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая О. и. означает шаг вперед в познании А. и., содержит, если она научна, элементы, крупицы А. и. Непереходимой грани .между А. и о. и. нет. Из суммы О. и. складывается А. и. История науки и общественной практики подтверждает этот диалектический характер разви-гия познания. В процессе развития наука все глубже и полнее раскрывает свойства предметов и отношения между ними, приближаясь к познанию А. и., что подтверждается успешным применением теории на практике (в общественной жизни, в производстве и т п ) С др стороны, ранее созданные теории постоянно уточняются, развиваются; одни гипотезы опровергаются (напр., гипотеза о существовании эфира), др подтверждаются и становятся доказанными истинами (напр , гипотеза о существовании атомов), одни понятия устраняются из науки (напр , “теплород” и “флогистон”), др. уточняются, обобщаются (ср. понятия об одновременности, инерции в классической механике и в теории относительности) Учение об А и о и преодолевает односторонность метафизических концепций, объявляющих каждую истину вечной, неизменной (“абсолютной”), и концепций релятивизма, утверждающих, что всякая истина лишь относительна (релятивна), что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом заблуждений и что поэтому нет и не может быть А и. В действительности же, по выражению Ленина, исторична “всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа” (Т. 18. С 138). АБСОЛЮТНОЕ ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, ДВИЖЕНИЕ — см. Время и пространство. Движение, Ньютон АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ — соотносительные категории философии. А.— безусловное, несотворимое, неуничтожимое, характеризует самодостаточность существования, его автономность от прочих форм. О (релятивное) — условное, преходящее, временное, порожденное, фиксирует зависимость существования от более фундаментального основания С т зр. диалектического материализма А. и о органически взаимосвязаны. АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ -см. Объективный идеализм. АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio — отвлечение) — сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К (лат. соnсгеtus — сгущенный, сросшийся) — многостороннее, сложное, развитое, целостное В истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений, А — как характеристика исключительно продуктов мышления (Абстракция). Гегель первый ввел в философию категории А. и к. в том специфическом смысле, к-рый получил свое дальнейшее развитие в марксистской философии: К.— синоним диалектической взаимосвязи, расчлененной целостности; А.— не метафизическая противоположность К., а этап движения самого К., нераскрывшееся, неразвернувшееся, неразвившееся К (отношение А и к. Гегель сравнивает, напр , с отношением почки'и плода, желудя и дуба) Однако К., по Гегелю, есть характеристика лишь “духа”, мышления, “абсолютной идеи” Природа же и общественные отношения людей выступают “инобытием”, более или менее абстрактным обнаружением отдельных сторон, моментов жизни всеобщего духа Для марксистской философии носителем, субъектом К. является материальная действительность, мир чувственно данных, конечных вещей и явлений. К. предмета есть объективная взаимосвязь его сторон, определяемая лежащим в ее основе существенным, закономерным отношением; К же познания есть отражение этой реальной взаимосвязи в системе понятий, воспроизводящих объективное содержание предмета. А. в самой действительности есть выражение неполноты, неразвернутости, неразвитости, ограниченности любого ее фрагмента, поскольку он берется сам по себе, в отрыве от опо-средующих его связей или своей последующей истории. А. знание, соответственно, противостоит К. знанию, как одностороннее, фиксирующее ту или иную сторону предмета вне связи с др. сторонами, вне ее обусловленности специфическим характером целого Т. обр., если целью теоретического знания не может и не должно быть лишь воспроизведение чувственного многообразия, то в не меньшей мере такой целью не может служить вычленение неких “абсолютных” логических связей Ибо, как только такие связи изолируются, они теряют свою конкретность и истинность Научное теоретическое познание состоит в таком движении мысли, к-рое отправляется от чувственного многообразия К и достигает воспроизведения объекта в его всесторонних отношениях. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от А. к К., к-рое есть всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях Являясь способом связывания понятий в целостную систему, отражающую объективную расчлененность исследуемого объекта и единство всех его сторон, восхождение от А. к К. предполагает первоначальное движение от К. (данного в созерцании) к А. На этом последнем пути образуются понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта, к-рые сами могут быть поняты лишь постольку, поскольку они рассматриваются как моменты целого, определяемые его специфическим содержанием. Поэтому необходимо различать К как изучаемый предмет, как исходный пункт исследования (чувственное К ) и К как завершение, итог исследования, как научное понятие об объекте (мысленное К.). АБСТРАКТНОЕ ТОЖДЕСТВО — см. Тождество АБСТРАКЦИЯ (от лат термина abstractio — отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) — одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к -л свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов (“металл”, “атом”, “натуральное число”). В др. случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с к-рымн они в действительности неразрывно связаны (“красота”, “нравственность”, -“стоимость”, “полезность”). В процессе А. приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Напр, невозможно “пересчитать” весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т. е. “сосчитанной”, “завершенной”) бесконечности. Процесс А. является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами А. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в “чистом” виде — все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении А для познания Ленин писал: “Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное...— от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее” (Т. 29. С. 152). Критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса А -и его результатов дает диалектический материализм. Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной А. Превращение продуктов А.— понятий, идей — в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие А. употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (Абстрактное и конкретное). АВГУСТИН Блаженный Аврелий (354—430) — епискоо гнппонский (в Сев. Африке), христианский богослов и философ-мистик, близкий к неоплатонизму, влиятельный представитель патристики. Все его мировоззрение носит фидеистический характер, подчиняясь принципу: “Без веры нет знания, нет истины”. Воззрения А.— один из источников схоластики. В соч. “0 граде бо-жием” (426) А. развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения. “Зем-ному граду”, “греховному” светскому государству он противопоставляет “град божий”, всемирное господство церкви. Это учение сыграло большую роль в борьбе пап против светских феодалов. Влияние А. на последующее развитие христианской теологии огромно. До настоящего времени августи-низм широко используется как протестантскими, так и частью католических богословов. В православной церкви иррационалистические построения А. пользовались особой популярностью. АВЕНАРИУС Рихард (1843—96) — швейцарск. философ — субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма, проф. Цюрихского унта. В центре его философии — понятие опыта, в к-ром, по его убеждению, снимается противоположность сознания и материи, психического и физического. А. выступил с критикой материалистической теории познания, противопоставив ей идеалистическую теорию “чистого опыта”. Он также отстаивал теорию “принципиальной координации” субъекта и объекта, т. е. их абсолютную взаимозависимость. Философская несостоятельность взглядов А. и их несовместимость с фактами естествознания были показаны Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”. Осн. соч. А.— “Критика чистого опыта” (1888—90). Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука. Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3. |
» Мистицизм. Мистика и Восточние мистические Учения... «Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука» |
|