Дисциплина (это магическое слово, которого вы давно ждете) легче дается родителям и детям, находящимся в тесном контакте.
Легче ли приучить к дисциплине детей, все время находящихся в контакте с родителями?
Дисциплина (это магическое слово, которого вы давно ждете) легче дается родителям и детям, находящимся в тесном контакте. Чуткое отношение к детям позволяет родителям проникать в их души и видеть мир их глазами.
Приведу пример. Одна из распространенных проблем, с которой сталкиваются родители подрастающих малышей, это вспышки раздражительности и гнева в моменты, когда ребенку говорят, что надо кончать игру, потому что "пора уходить". Сколько раз я слышал от родителей такие жалобы ("он просто слушать не хочет"). В течение многих лет я наблюдал, как Марта справляется с этой проблемой. Развив в себе способность смотреть на вещи глазами своих детей, она понимала, почему вдруг ребенок отдаляется от нее и впадает в гневную раздражительность, когда ему говорят, что пора кончать игру прежде, чем он сам этого захочет. Марта нашла прием, который она называла "прекращением прений". За несколько минут до того, как наступало время заканчивать игру, Марта опускалась перед ребенком на корточки и просила его сказать "до свидания" каждой игрушке. Таким образом ребенок оказывался подготовленным к тому, чтобы закончить игру, а у вас исчезают связанные с этим проблемы.
Приучать к дисциплине - не значит навязывать что-то, это значит менять ребенка изнутри. Приучать к дисциплине означает помогать ребенку быть в ладу с окружающими. Малыш, которому хорошо, чаще и ведет себя хорошо; его поступки контролируются внутренними установками, а не принуждением извне. Родители, хорошо знающие своих детей, способны понять причины, лежащие в основе поведения ребенка, и скорректировать его. Близкий к родителям ребенок жаждет одобрения. Обучить дисциплине - это создать такие отношения между вами, которые можно выразить одним словом - доверие. Ребенка, который доверяет лицу, имеющему на него влияние, легче приучить к дисциплине. Человеку, хорошо знающему малыша и являющемуся для него авторитетом, проще добиться от него дисциплинированного поведения. Родители, которых связывают с ребенком близкие отношения, лучше отдают себе отчет в том, чего хотят они, и способны представить себе, какими хочет их видеть малыш. Ребенку в этом случае легче вести себя правильно.
Однажды я долго наблюдал в своем кабинете за мамой, занимавшейся со своим малышом. Она чутко реагировала на его поведение, давала ему грудь, когда видела, что он хочет есть, успокаивала, если он капризничал, играла, когда он приходил в веселое расположение духа. Они являли собой картину полной гармонии. Я не смог удержаться, чтобы не сказать: "Вы все делаете как надо. Ваш ребенок будет дисциплинированным".
Плохо, когда между родителями и детьми устанавливается дистанция. Родителей раздражает, что их усилия не дают результатов, и начинают действовать методом проб и ошибок, хватаясь за рекомендации самых разных авторов, а это приводит к еще большему отдалению. Дети при этом сопротивляются, они не доверяют взрослым и впадают в гнев.
Постарайтесь установить близкие отношения с ребенком - в этом истоки его дисциплинированного поведения.
Один из наиболее важных отдаленных во времени результатов воспитания по методу сближения связан с моделированием поведения родителей. Помните, что вы растите чьих-то будущих мужа или жену, отца или мать. Вероятнее всего, ваши дети, став взрослыми, будут поступать так же, как вы.
Однажды ко мне на прием пришла мама с новорожденным на руках, маленьким Ароном. С ней была еще 3-летняя дочка, Тиффани, которую воспитывали по нашему методу. Как только Арон начал хныкать, Тиффани потянула мать за юбку и сказала в сильном волнении: "Мамочка, Арон плачет. Возьми его на ручки, покачай, покачай, понянчи!" Как вы думаете, что будет делать Тиффани, когда сама станет мамой и ее ребенок будет плакать? Она не будет обращаться к врачу или искать ответ в книге. Она будет руководствоваться интуицией: возьмет ребенка на руки, покачает, понянчит и... успокоит.
Даже подростки подражают родителям. Как-то мы с Мартой сидели в гостиной и услышали, что заплакала Эрин, дремавшая в нашей постели. Не успели мы подойти к двери, как плач прекратился. Недоумевая, мы заглянули в спальню, и на душе у нас потеплело. Джим, наш старший сын, лежал рядом с девочкой, ласково поглаживая и успокаивая ее. Почему Джим это делал? Он следовал нашей модели поведения: так поступают взрослые, если слышат, что плачет ребенок.