» Психодуховная детоксикация. Мысли и комментарии «
Психодуховная детоксикация
Психодуховная детоксикация. Мысли и комментарии. Том Кеньон. М.А.
В течение моей почти тридцатилетней деятельности в качестве психотерапевта и консультанта я наблюдал многочисленные формы ментальной и эмоциональной интоксикации как у моих клиентов, так и у самого себя. Я также наблюдал за тем, как эти токсины проявляются, как тело и ум реагируют на них, и как они нейтрализуются и преобразуются в процессе трансформации. В этой короткой статье я хотел бы поделиться своими наблюдениями в надежде, что это может оказаться полезным тем из вас, кто сталкивается с таким типом интоксикации в самом себе и/или использует преобразующие, трансформирующие технологии для работы с другими. Прежде всего, давайте определимся с терминологией. Слово психодуховный – это соединение двух слов – психологический и духовный. Концепция здесь состоит в существовании территории, на которой психология и духовность встречаются вместе. Именно здесь ум и эмоции, то есть психология, влияют на духовный опыт. И именно здесь духовное измерение человека может влиять и часто действительно влияет на его психологию. Позвольте мне привести вам пример для иллюстрации вышесказанного.
Эммин Бог.
Много лет назад я наблюдал женщину, которая страдала депрессией. Ее муж, примерно сорока лет, умер за девять месяцев до этого от неизлечимой болезни, и с его уходом она потеряла лучшего друга и дорогого спутника жизни. Более того, она была единственным человеком, который последние два года заботился о нем. С его уходом она полностью потеряла интерес к миру и чувствовала себя все более изолированной от общества и друзей. Она находилась в явно затянувшемся периоде скорби. Во время нашей первой беседы я поинтересовался ее хобби и интересами, чтобы выяснить, что можно было бы использовать в качестве рычага для того, чтобы помочь ей. Она вскользь упомянула, что была заядлым садовником, но вынуждена была отказаться от этого, когда ухаживала за мужем. Мне было ясно, что Эмма (имя вымышленное) живет сейчас скучной, бедной жизнью, вызванной неспособностью представить себя кем-то другим, кроме сиделки своего мужа. А поскольку его больше не было с ней, она просто не представляла себе, как собрать все разбитые куски своей жизни воедино. Это был классический психологический материал, и моей основной задачей в качестве терапевта было помочь ей найти путь обратно, в мир человеческих взаимоотношений и личных целей. Я решил привести ее в восприимчивое состояние внутреннего внимания, используя Эриксонианский гипноз, использующий метафорические истории для активации целительского потенциала, скрытого в самом человеке. Я был достаточно знаком с теми состояниями ума, которые вызывает такой гипноз, потому что перед тем, как Эмма обратилась ко мне за помощью, пользовался им в своей практике уже в течение десяти лет. Но я совершенно не был готов к тому, что сделает Эмма с созданными мною метафорами. Поскольку она любила садоводство, я создал историю, проводящую ее ситуацию через метафору растения, нуждающегося в пересадке. Одна из многих прелестей Эриксонианского гипноза состоит в том, что подсознание воспринимает основную метафору в виде определенного послания о самом человеке. Таким образом, Эмма поняла, что послание о пересадке растения относится к ней самой. В этой истории растение выросло из своего горшка и нуждалось в пересадке в большую емкость. Когда же его пересадили в больший горшок, оно оказалось в состоянии шока, так как вдруг получило слишком много пространства, с которым просто не знало, что делать. И тогда я сказал Эмме, что корни растения начали автоматически распространяться через почву и приносить растению необходимое ему для роста питание самостоятельно, без сознательного участия самого растения. Этой достаточно метафорической историей я создал для Эммы почву, на которую ее подсознание могло бы опереться. Я был полностью уверен, что она воспользуется этой метафорой для создания внутренних ресурсов, которые позволили бы ей протянуть свои корни в мир и, в конце концов, восстановить социальные контакты (что является очень важной психологической задачей). Но я никогда не предполагал, что эта подавленная женщина вынесет это за пределы личного, в область трансперсонального. Ближе к концу истории Эмма начала тихо плакать, а слезы затем перешли в рыдания. Через несколько минут, в течение которых я сделал паузу, чтобы дать Эмме возможность полностью почувствовать свои эмоции, рыдания успокоились, и она начала улыбаться. На самом деле, по ее лицу разлилось блаженство. Я завершил свою историю, которая являлась, по сути, серией скрытых посланий ее подсознанию о том, что она может найти внутренние ресурсы для выхода из депрессии и нахождения новых способов взаимодействия с миром. В этот момент я заметил, что ее дыхание стало очень поверхностным, что служит признаком процесса, идущего на очень глубоком уровне сознания. Несколько минут я тихо сидел рядом с Эммой, пока она не открыла глаза. Прежде всего, она посмотрела в окно на закатное солнце, заливающее мою комнату, а затем на меня. На ее лице была улыбка. Я попросил ее рассказать о том, что было, и она описала, как превратилась в растение и все послания, касающиеся его, восприняла лично для себя. К концу истории она почувствовала, что две мужские руки берут ее и поднимают на Небеса. И только когда она попала собственно на Небеса (ясно ощущая себя растением), она поняла, что это руки Бога. Затем Бог говорил с ней так же ясно, как и я сейчас. Он сказал ей, что она уже сделала для своего мужа все, что могла сделать и поэтому не должна беспокоиться. Она очень эмоционально рассказывала мне эту часть истории и также предположила, что именно в этом месте нашей сессии она начала рыдать. Затем она сказала, что Бог опустил ее в образе растения через облака и прочно посадил в землю. Существуют иногда магические моменты, когда клиент успешно преодолевает сердечную или фундаментальную проблему, и в такие моменты часто возникает чувство, что проблема уже волшебным образом разрешилась. И все, что нужно – это еще немного времени, чтобы увидеть проявление этого решения в человеческой жизни. Мы с Эммой вошли в один из таких моментов, улыбаясь друг другу, и я почувствовал, что все теперь будет хорошо. Я беспечно спросил Эмму, не может ли она рассказать мне, каким она увидела Бога. В то же мгновение она, как ни в чем ни бывало, ответила, что у него были белые волосы и длинная белая борода. И она сказала, что когда он сам положил ее обратно на землю, она знала, что все будет хорошо. Я поблагодарил Эмму за то, что она поделилась этим со мной и назначил ей встречу через две недели. Просто для того, чтобы посмотреть, как идут дела. Эмма, которая вошла в мой кабинет через две недели, почти ничем не напоминала ту, страдающую депрессией женщину, что впервые переступила мой порог. Эта Эмма была счастлива и уверена в себе. Она сказала мне, что прямо после нашей сессии зашла в магазин, торгующий принадлежностями для садоводства, и купила несколько новых горшков для своих домашних растений. Она также восстановила связи со старыми друзьями и сообщила мне, что график ее социальной жизни сейчас слишком плотен для того, чтобы выделить драгоценное время для новой встречи со мной – суждение, с которым я, кстати, был согласен от всего сердца. Опыт Эммы у меня в кабинете был замечательным примером того, как духовный опыт может повлиять на психологический материал и трансформировать его. Эмма страдала от дилеммы, общей для тех людей, кто в течение длительного времени заботился во время болезни о своих близких, а потом потерял их. Это часто потеря себя как "заботящегося", "дающего", и утрата этого чувства влечет за собой новый уровень потери. Одной из самых интересных вещей, которые я нахожу в случае с Эммой – это то, что разрешение проблемы ее депрессии пришло через посредство спонтанной "фантазии". И эта "фантазия", созданная ее подсознанием в ответ на Эриксонианскую метафору, принесла ей классический трансперсональный опыт. Я имею в виду, что она вступила в ту область своей сущности, что выходит за пределы личности, сверхъестественный мир, где она испытала "Руку Бога", играющую свою роль в освобождении ее от оков депрессии. Здесь я хочу прояснить то, что подразумеваю под "фантазией" Эммы. Этот опыт произошел у нее в моем кабинете под влиянием психологического вмешательства. В этом типе работы опыт, пережитый Эммой, называется "фантазией", поскольку напоминает сон. Вообще говоря, профессиональные психиатры считают такой тип "фантазий" не реальным опытом, а скорее ментальным/эмоциональным выражением исполнения желаний "Психе" или души. Между прочим, я на самом деле не знаю, была ли встреча Эммы с Богом просто "фантазией", или это было скорее мистическое вмешательство Божественного, как такового. Это предмет для мистической новеллы, но кто, в данном случае сделал это? В качестве ее терапевта, я ставил перед собой прагматическую цель помочь Эмме выйти из депрессии. Если ответственным за это был сам Бог, то так тому и быть. Если это была "фантазия", созданная исключительно ее подсознанием, то пусть будет так. Я скажу следующее. Когда Эмма погрузилась глубоко в гипнотический транс и переживала свое впечатление от встречи с Богом, в комнате ощущалось осязаемое духовное присутствие и чувство трансцендентной благодати. Какова была его истинная природа, я сказать не могу. Но я могу сказать, что был глубоко тронут простотой и элегантностью встречи Эммы с ее собственной версией Бога. Интересно также, что Эмма видела Бога в виде старика с белыми волосами и длинной белой бородой. Между прочим, я работал с сотнями людей различных культур и религиозных убеждений, и почти всегда Божественное представлялось в соответствии с верованиями и ожиданиями конкретного человека. Какой бы ни была истинная природа встречи Эммы с Богом, она оказала на нее очень глубокое влияние. Эта встреча очень эффективно, за один сеанс, остановила развитие ее депрессии и изменила ее поведение от самоизоляции до возврата к миру и друзьям. Это радикальное изменение произошло потому, что духовная и трансперсональная природа Эммы повлияла на ее психическую природу. В случае Эммы, ее встреча с трансперсональной сферой собственной сущности запустила процесс личного освобождения. Иногда, однако, у людей могут быть другие реакции на трансперсональные опыты, являющиеся следствием измененных состояний сознания. Эти реакции носят очень личный характер и по моим наблюдениям, очень варьируются от человека к человеку. Несколько лет назад я читал лекцию и проводил демонстрацию Исцеления Звуком на большом конгрессе в Германии. Эта конкретная звуковая сессия включала несколько различных трансформационных энергий и звуковых паттернов. Интересно, что во время этой презентации многие люди почувствовали подъем и вдохновение, в то время, как те же самые звуки вызвали у других тошноту и раздражение.
Относительность восприятия.
Нейрофизиологи пришли к заключению, что мозг каждого человека индивидуален и уникален. Безусловно, существует общая структура и функции, но то, как области мозга взаимодействуют и работают, значительно варьируется от человека к человеку. Так же как нет двух одинаковых снежинок, не существует и двух полностью похожих друг на друга мозгов. Таким образом, и наше восприятие мира уникально персонально. Два человека, слушающие одну и ту же музыку или звуки, могут реагировать на них совершенно по-разному. И эти совершенно индивидуальные реакции основываются на том, каким образом их мозг обрабатывает эти звуки вкупе, конечно, с их ощущением личной идентичности (основанном на жизненном опыте и культурных установках). У каждого из нас собственный неповторимый вкус в том, что касается звуков и музыки, но я говорю здесь о вещах более глубоких, чем простые предпочтения. Речь идет о том, как мы собираем вместе наше восприятие реальности. Некоторым эта идея, что мы сами создаем свое восприятие реальности, может показаться странной. Но для меня, много лет работающего с измененными состояниями сознания, она самоочевидна, если заглянуть чуть глубже поверхности. Возьмите восприятие времени. Наша западная технокультура придерживается общего мнения, что время работает независимо от нашего восприятия. И если это верно для времени на часах (механического времени), то совершенно не подходит, когда речь заходит о личном (биологическом или психологическом) восприятии времени. Например, вы слушаете лекцию. Или заняты чем-то, что полностью поглощает ваше внимание, тогда время "летит". Но если занятие скучное или не занимает ваше ум, время "еле ползет". Существует еще одна область человеческого опыта, где восприятие времени существенно отличается от обычного. Это сны. Во время сна мозг излучает много Тета и Дельта медленных волн. С увеличением количества этих медленных волн, фокус нашего внимания склонен смещаться внутрь. Наше восприятие внешнего мира и чувство времени и пространства изменяются, восприятие нами наших внутренних миров становится, как правило, более ярким. Сны могут быть очень необычными, иррациональными и часто изменяют восприятие времени. Например, вы можете видеть во сне часы, которые могут действовать совершенно иррационально. Их стрелки могут начать вращаться назад, показывая, что сон возвращает вас назад во времени. Или начать двигаться быстрее обычного, показывая, что вы двигаетесь во времени вперед. Такие случаи в "реальной жизни" вызывают у нас мысли о поломке часов. Но в реальности сна эти странности воспринимаются естественно. Если вы регулярно медитируете или практикуете какую-то другую форму внутреннего сосредоточения, я думаю, что вы сталкивались с другим видом измененного восприятия времени. Практикующие нередко говорят, что их восприятие времени ускоряется, замедляется или исчезает совсем. Интересно, что восприятие остановки времени часто сопровождается временной остановкой дыхания. На мгновение человек перестает дышать. И именно в этом окне безмолвия часто происходят все интересные и необычные ментальные феномены. Йоги и йогини всех основных направлений описывают это уникальное состояние тела и ума, которое индуистская традиция часто называют Самадхи. Традиции коренных народов всего мира также говорят о приостановке времени. Для них это представляется окном или порталом, через которое человек может проникнуть в другие миры внимания. И одним из необходимых навыков шаманов этих традиций является способность изменять восприятие времени по своему желанию. Как целитель, пользующийся для исцеления звуком, я нахожу очень интересным тот факт, что все шаманские традиции, так или иначе, пользуются звуком для открытия прохода в другие миры. Наиболее распространенные здесь инструменты – это, конечно, шаманские барабаны. Но в шаманских ритуалах могут также использоваться и другие инструменты. Свойство звуков изменять наше восприятие, в особенности восприятие времени и пространства, коренится в самой нейрофизиологии нашего мозга. Исследования ясно показывают, что наш мозг, обрабатывая чистые звуки или музыку без слов, склонен замедлять или даже совсем приостанавливать левополушарные функции, такие как логика, язык и последовательность обработки информации, одновременно усиливая функции правого полушария – восприятие пространства, воображение и парадоксальность. С точки зрения чистой нейрофизиологии это объясняет, каким образом и почему определенные типы звуков генерируют необычный опыт, так же как и определенные типы каталитических звуков, которые я использую в своих семинарах и психоакустическая музыка, которую я пишу. Здесь, в правом полушарии мозга, в месте сознания, которое я называю Землей Таинственного, все становится очень интересным. Это связано с тем фактом, что когда кора правого полушария мозга действительно начинает работать, восприятие изменяется, и многие люди отмечают изменения в восприятии времени и пространства. Некоторые люди ощущают себя комфортно с этим и им даже нравятся эти изменения, других это пугает. Различия между такими полярными реакциями, скорее всего, связаны с различиями в работе мозга и психологией конкретного человека.
Изменение воспринимаемого времени и пространства.
Я вспоминаю один семинар несколько лет назад, где я преподавал практику медитации йоги, которая очень значительно изменяет восприятие пространства и времени. Примерно на середине времени семинара участница пожаловалась, что ощущает слишком много пространства. Фактически, она ощущала пространство между атома своего тела и находила это чрезвычайно дезориентирующим. Это показало мне, что она находится в самом разгаре мощной работы правого полушария и, хотя другие участники в классе наслаждались своим собственным ощущением простора, ей это казалось угрожающим. Она также сообщила о металлическом вкусе во рту, странном явлении, которое другие люди, включая и меня самого, иногда испытывали во время мощных измененных состояний сознания. Лично я считаю это видом детоксикации – тема, к которой я подойду через мгновение. Но сейчас давайте вернемся к участнице, которая испытывала слишком много пространства. Логически говоря, она не имела никакой возможности видеть или чувствовать пространство между атомами своего тела. Наше зрение не способно видеть такие маленькие вещи как атомы, и уж тем более, пространство между ними. И наше кинестетическое чувство осязания не способно регистрировать их. Но с точки зрения йогов, сознание способно непосредственно воспринимать такие вещи через определенные медитативные состояния (т.е. во время надежной стабильной работы правого полушария мозга). Эта участница была испугана изменением воспринимаемого пространства своего тела. Это нарушило известное ей чувство реальности и вместо того, чтобы позабавиться или исследовать это состояние, она испугалась всего опыта. Ее дискомфорт был настолько велик, что я, в конце концов, помог ей покинуть Таинственную Землю и вернуться в "реальность", к которой она привыкла. Когда она вернулась к "норме", ее ощущение простора исчезло вместе с ее тревогой. И как же я совершил этот неврологический подвиг? Я просто говорил ей о том, что происходит. В процессе формулирования ее опыта, левое полушарие ее мозга включилось в работу и, соответственно, снизилась активность правого, завершая ее короткий визит на Таинственную Землю.
Личная история и эмоциональная токсичность.
В дополнение к нашим индивидуальным и уникальным реакциям на изменения в восприятии времени и пространства, существует и другой важный элемент психодуховной детоксикации – личная история и эмоциональная токсичность. Один из моих личных опытов встречи с эмоциональной токсичностью во время измененных состояний сознания случился много лет назад, когда я проходил серию сессий дыхательных упражнений под руководством терапевта. В одной из первых сессий меня затопило ощущение светящегося белого света и глубокое чувство безусловной любви, а затем, как гром среди ясного неба, я врезался в стену глубоко спрятанных подавленных воспоминаний. Минуту назад я еще делал определенное дыхательное упражнение, а в следующее мгновение уже выскочил из комнаты, захваченный водоворотом эмоционального потрясения. Мой ум катапультировался в целый ряд ранних воспоминаний, и я внезапно почувствовал себя совершенно больным. Мое собственное дыхание показалось мне нечистым, и я ощутил горький вкус во рту. Когда мой тренер физически и эмоционально вел меня через эту тяжкую трясину ощущений, у меня вдруг появилось странное видение. Я увидел рядом с собой своего двойника, сотрясающегося в приступе рвоты. Это яркое и странное переживание длилось несколько минут, и когда мой двойник закончил выворачиваться наизнанку, физические страдания, которые я ощущал, внезапно прошли. С тех пор я заметил, что люди, зажатые в тиски тяжелых эмоциональных воспоминаний, вызванных терапией или другими сильными трансформационными переживаниями, иногда испытывают позывы к рвоте и даже делают это физически. Иногда люди также говорят о горьком или металлическом привкусе во рту и/или нечистом дыхании, сопровождающем высвобождение подавленных эмоций. Я предполагаю, что негативные эмоции каким-то образом преобразуются в некий вид тонкой энергетики, обладающей токсичными свойствами. И иногда эту тонкую энергию можно ощутить обонянием или почувствовать на вкус. По моему личному мнению, если такая энергия слишком долго удерживается в тканях, она может оказывать разрушительное влияние на здоровье на клеточном уровне.
Гипотеза.
То, что я хочу сказать далее, является моей личной рабочей гипотезой, основанной на тридцатилетнем опыте личных и клинических наблюдений. Но это, в любом случае, мое личное мнение, которое может оказаться точным, а может и нет. Тем не менее, этот тип интеллектуальной карты очень помог мне при встрече с множеством неординарных явлений, часто возникающих вокруг измененных состояний сознания.
Четыре Тигра.
Я хотел бы постулировать здесь существование четырех элементов (Четырех Тигров), ответственных за то, что я называю психодуховной детоксикацией. Я называю эти элементы Тиграми, потому что в случае стимуляции всех четырех, они создают силу, с которой необходимо считаться так же, как с тиграми в дикой природе. Двух из них мы уже касались. Это, во-первых, изменение восприятия времени и пространства, и, во-вторых, личная история и эмоциональная токсикация. Остальные два элемента нашего квартета – это два различных пути тонкой энергии в человеческом теле. Первая система таких путей была описана даосами древнего Китая. Она называется меридианами и используется сегодня теми, кто занимается акупунктурой. Вторая система энергетических путей называется нади, и используется продвинутыми йогами для влияния на сознание.
Меридианы.
Мое первое знакомство с меридианами состоялось, когда я занимался исследованиями мозга под эгидой организации Acoustic Brain Research, которую я создал в 1983 году для научного подтверждения влияния звуков и музыки на работу мозга. Интерес к влиянию звуков и музыки, а именно тот факт, что они углубляют и ускоряют психотерапевтический процесс, родился в процессе моей работы в качестве психотерапевта. Это дало мне лучшее понимание процесса работы мозга/ума, поскольку в начале 80-х существовало еще очень слабое представление об этом феномене. Поскольку я был еще неопытным исследователем в области работы мозга, я объединил свои силы с различными исследователями в области поведения биологических систем, такими же, как и я, заинтригованными идеей о том, что звуки и музыка могут быть использованы для изменения восприятия и состояния мозга. Именно в этот период я разработал психоакустическую технологию, которая явилась результатом прослушивания сотен часов различных паттернов для того, чтобы задокументировать их влияние на мозг, особенно при картографировании мозга с помощью энцефалограммы. Одним из странных эффектов, который я испытал на себе после многих часов прослушивания меняющих ум звуковых паттернов, было повышение чувствительности мочек ушей. Иногда это было настолько болезненно, что невозможно было надеть наушники до тех пор, пока ощущение не проходило. Оказалось, что акупунктурные меридианы многих органов тела проходят через мочки ушей. И определенные типы звуков, по-видимому, стимулируют эти меридианы и, таким образом, органы, с ними связанные. Возможно также, что некоторые звуки оказывают влияние непосредственно на систему меридианов тела, как считали некоторые даосские практики. Я лично чувствую, что определенные звуки действительно могут стимулировать или успокаивать активность меридиана во время сессии исцеления звуком и/или опыта трансформации. И люди достаточно часто говорят о различных физических ощущениях в разных органах тела во время интенсивной работы со звуком и трансформационной работы вообще. По моим наблюдениям (которые разделяют многие практики акупунктуры), подавленные эмоции иногда "энергетически хранятся" в различных физических органах тела. Так гнев, например, накапливается в печени, страх в почках, а печаль в легких и сердце. Во время интенсивного трансформационного опыта органы физического тела могут сбрасывать эту хранящуюся энергетику и связанные с ней воспоминания в системы тела и ума.
Четвертый тигр.
На мой взгляд, существует еще один аспект, иногда играющий роль в психодуховной очистке, и это тонкая система нади. Преимущественно неизвестная на Западе, за исключением тех, кто изучает индуисскую и буддистскую йогу, система нади соединяет все основные чакры тела. Активированная система нади может создавать всевозможные типы необычных эффектов. Несколько лет назад я был в Катманду, в Непале, где проходил инициацию в "Пова" (или Пхова) – тибетской медитативной технике, которая обучает практике сознательного умирания и некоторым образом определяет условия следующего воплощения. Моим инициатором был тибетский Мастер Пова, который много лет был в Тибете отшельником. Он не говорил ни слова по-английски, а я знал только несколько слов по-тибетски. Монах, мой друг, служил нам переводчиком. Хотя я не знал, что говорит Мастер Пова, пока мой друг не переводил мне его слова, я ощущал интенсивный поток тонкой энергии, когда Мастер зачитывал древний текст. В какой-то момент, ближе к концу инициации, я ясно ощутил поток чистого белого света, движущегося через все мои чакры и сеть нади. После окончания инициации мой друг перевел заключительные инструкции Мастера, суть которых состояла в том, что это был мощный процесс, и что я, возможно, испытаю эффект физической очистки. Я вернулся в гостиницу, чтобы повторить медитацию для того, чтобы запомнить последовательность этапов. Я забыл о последних словах Мастера, принял душ и улегся спать. Посреди ночи я проснулся, ощущая себя смертельно больным. Вместо сияющего света, текущего через мои нади, я почувствовал темную, похожую на вязкую жидкость, энергию, ползущую через меня. Меня тошнило, и болела голова. Я подумал, что, возможно, подхватил вирус гриппа или у меня пищевое отравление. Мое недомогание продолжалось восемь часов, а затем постепенно утихло. И только тогда я вспомнил заключительные слова Мастера. Это была классическая реакция психодуховной очистки или детоксикация, вызванная интенсивностью света, проведенного через меня Мастером Пова и его текстом. У меня были и другие подобные реакции очистки на интенсивные духовные события, так что для меня этот странный инцидент имеет свой смысл. Когда Мастер Пова читал древний текст, он, в первую очередь, призвал духовную линию, частью которой являлся. Эта энергетическая линия располагает потенцией и духовной силой, и он направил ее мне. Я субъективно ощутил это как вливание сияния в мою собственную систему нади. Такое большое количество света внутри меня возбудило во мне ощущение бурного энтузиазма. Когда текст обратился к инструкциям, касающимся собственно метода Пова, свет внутри меня стал чистым и белым, той формой свечения, которая считается драгоценной у тибетских буддистов. В традиции тибетского буддизма появление чистого белого света считается признаком того, что человек вошел в состояние чистого сознания (бодхиситта). После переживания этого света я вошел в состояние блаженства. Находясь в этом состоянии я, на самом деле, не полностью воспринял обращенные ко мне последние слова Мастера о возможности физической детоксикации. Когда я проснулся через несколько часов после инициации, мои нади не светились. Они были полны шлаков, непереваренной негативности, моих собственных нерешенных конфликтов, помех, блоков и загрязнений. Я был по уши в своем собственном дерьме. Пользуясь часто приводимой метафорой, описывающей подобные процессы, можно сказать, что воды моего сознания были перемешаны, и вся грязь со дна поднялась на поверхность.
Работа с психодуховной детоксикацией.
Базовым принципом, который я использую при работе с психодуховной очисткой, является прагматизм. Прежде всего, я думаю, что когда весь человеческий негатив перемешивается, очень полезно поместить все, что приходит к нам в надлежащий контекст. Хотя с таким материалом и ощущениями может быть сложно иметь дело, в конечном счете, это хорошо, что подавленные воспоминания, эмоции и/или токсины будут удалены из тела и разума. Основная проблема здесь концентрируется вокруг зоны комфорта, которая различна для различных людей. Вообще говоря, за некоторыми исключениями, если реакция очистки вызывается трансформационным катализатором, она, в конечном итоге, разрешается сама собой. Я здесь имею в виду, что когда такая реакция протекает естественно, ее интенсивность будет постепенно снижаться. Искусство проведения психодуховной очистки в том, чтобы найти способ позволить этим ощущениям и переживаниям просто быть. Не пытаясь изменить их содержание или сделать более приемлемыми. Во время той интенсивной очистки в Катманду (после мощной Пова инициации), когда я чувствовал себя по уши в грязи, мне нужно было просто принять это. И я вынужден был сделать это настолько хорошо, что у меня не было энергии встать с постели и посетить "Бодднатх (Будданатх)" последний раз перед отлетом, хотя это одно из наиболее священных мест тибетского буддизма. И правда, после восьми часов интенсивной тошноты и еще четырех часов общего поноса, все разрешилось само собой. Если вы найдете способ позволить реакции очистки (детоксикации) идти своим собственным путем, вы разрешите ее самым эффективным способом.
Медицинские соображения.
Вообще, когда имеешь дело с психодуховной детоксикацией, я думаю, важно отделить любые некомфортные физические ощущения от того, что может касаться проявлений организма, касающихся области медицины. Причина этого в том, что некоторые физические признаки, возникающие во время реакции очистки, могут действительно имитировать медицинские проблемы. Реакции очистки обычно не связаны с острой болью. Так что, если вы ощущаете физическую боль, очень важно определить, не является ли это признаком медицинской проблемы. Если боль продолжается и усиливается, я советую вам обратиться к врачу. Как говорится, лучше перестраховаться, чем потом сожалеть. При поиске медицинской помощи в связи с психодуховной очисткой я советую вам быть осторожными. Если у вас высокая температура (больше 39 С), измеренная термометром, а не на основании личной оценки, вы должны обратиться к врачу. Я говорю это потому, что иногда люди становятся очень горячими, когда тонкая энергия движется через нади. Они могут даже потеть от того, что йоги называют психическим теплом. Этот вид тепла является результатом реакции очистки, но не вызывает общего повышения температуры тела. В любом случае не выше 39С. Если вы чувствуете тошноту или боли во внутренних органах, это может быть связано с какими-то физическими проблемами, а может и не быть. Если симптомы сопровождаются лихорадкой (опять же, измеренной термометром), то вы, скорее всего, действительно имеете дело с вирусом или инфекцией. Но если лихорадки нет, то это, возможно, просто сильная реакция очистки. Если есть одновременно и рвота и лихорадка, безусловно, нужно обратиться к врачу.
Заключение.
Я думаю, что наиболее важным при встрече с психо-духовной детоксикацией или реакцией очистки вообще, является принятие ее в качестве нормальной, хоть и необычной. Когда речь заходит о реакции очистки, руководствуйтесь здравым смыслом. Убедитесь, что здесь речь не идет о какой-либо ситуации, связанной с необходимостью медицинского вмешательства и найдите способ просто переживать этот опыт до тех пор, пока он не разрешится сам.
www.tomkenyon.com Перевод: Ян Лысаков Реадкция: Валерия Лысакова
Статья написана: 27 сентября, вторник в 17:22 (2016 г.)