Скрыть объявление
В разделе [Блоги] создавший тему - модератор в ней.

Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированные)

Тема в разделе "Книги. Книжная библиотека по саморазвитию", создана пользователем Соня, 4 сен 2017.

  1. Соня

    Соня ► Архат ★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    27 авг 2017
    Сообщения:
    4.451
    Симпатии:
    1.607
    Баллы:
    88
    Глава вторая
    О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]
    1. (2) Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
    2. (2) Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей [чистого] видения и инструмента видения.
    3. (2) Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.
    4. (2) Поистине, для мудрого все есть страдание – из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
    5. (2) Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено.
    6. (2) Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно быть устранено.
    7. (2) Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания.
    8. (2) Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия [неведения]; это – абсолютная обособленность Видящего.
    9. (2) Средство избавления – неколебимое различающее постижение.
    10. (2) При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к йогину].
    11. (2) При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.
    12. (2) Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация [сознания], контроль органов чувств и способности самонаблюдения.
    13. (2) Вследствие удовлетворительности [становится возможным] обретение высшего счастья. .
    14. (2) В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим божеством.
    15. (2) Благодаря упованию на Ишвару [обретается] совершенство в [йогическом] сосредоточении.
    16. ...(2) Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.
    17. (2) Благодаря ей разрушается препятствие для света.
    18. (2) И пригодность манаса к концентрации.
    19. (2) При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания – [это и есть] отвлечение.
    20. (2) Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.
    21.
    Глава третья
    О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ
    1. (3) Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте.
    2. (3) Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных] состояний сознания на этом [месте].
    3. (3) Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).
    4. (3) Три вместе – санъяма.
    5. (3) Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости
    6. (3) Изменение сосредоточения есть прекращение многонаправленности сознания и возникновение его однонаправленности.
    7. (3) Из-за ложного отождествления слова, объекта и значения [происходит] их смешение.
    8. (3) Как результат полного бесстрастия даже по отношению к этой [способности], когда разрушены семена [всех] дефектов, [возникает] абсолютное разъединение.
    9. (3) При схожести чистоты саттвы и Пуруши [возникает] абсолютное обособление.
    Глава четвертая
    ОБ АБСОЛЮТНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ

    1. (4) Сотворенные сознания [могут возникнуть] только из самости.
    2. (4) При [всем] разнообразии [их] деятельности сознание, которое направляет [действие] многих, одно.
    3. (4) Из этих [видов сознания то, что] порождено йогическим сосредоточением, не имеет скрытых следов.
    4. (4) Чистая энергия сознания, не передающаяся [объектам], познает свой собственный разум, принимая его внешнюю форму.
    5. (4) У видящего различие прекращаются [все] размышления о собственном существовании.
    6. (4) Тогда сознание растворяется в различении и тяготеет к абсолютному обособлению.
    7. (4) Благодаря ему исчезают аффекты и карма.
    8. (4) И тогда, при беспредельности знания, освобожденного от всех загрязняющих его препятствий, немногое [остается] из того, что должно быть познано.
    9. (4) В результате этого завершается последовательное изменение гун, осуществивших свою цель.
    10. (4) Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же – энергия сознания, пребывающая в самой себе.
     
  2. Соня

    Соня ► Архат ★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    27 авг 2017
    Сообщения:
    4.451
    Симпатии:
    1.607
    Баллы:
    88
    ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
    АНТОЛОГИЯ ПЕРЕВОДОВ
    Составил В.Данченко
    ЙОГА-СУТРЫ С КОММЕНТАРИЯМИ
    ЙОГА-СУТРЫ (ВИВЕКАНАНДА)
    ЙОГА-СУТРЫ (ВЬЯСА)
    ЙОГА-СУТРЫ (ЗАГУМЕННЫЙ)
    ЙОГА-СУТРЫ (КРИШНАМАЧАРЬЯ)
    ЙОГА-СУТРЫ (РАММУРТИ МИШРА)
    ЙОГА-СУТРЫ БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
    В пересказе Алисы Бейли
    В изложении Вивекананды (перевод 1906 года)
    В изложении Вивекананды (новый перевод)
    Перевод Сэра Ганганатха Джха
    Перевод Т.К.В.Десикачара
    Перевод Е.Островской и В.Рудого
    Перевод А.Ригина
    Перевод К.Свенссон
    Перевод А.Фалькова
    Перевод В.Данченко (I.1 – I.20)
    Упрощенная латинская транскрипция (196 сутр)

    От составителя
    Ментальное конструирование лишено референции и проистекает из вербального знания.
    (Патанджали. Йогасутры, I.9)

    Сравнивая различные переводы Йога-сутр с оригиналом, я обратил внимание, что они не столько передают авторский текст, сколько толкуют его через призму тех или иных достаточно очевидных концептуальных предпочтений. Нередко утверждается, что собственно перевод невозможен в принципе, что по причине предельного лаконизма Йога-сутр их невозможно понять без дополнительных разъяснений. Эта тема возникла не вчера: уже первый комментарий, написанный Вьясой несколько сотен лет спустя после появления Йога-сутр, был именно истолкованием, концептуально заангажированным объяснением авторского текста. А после Вьясы Йога-сутры комментировали на свой лад представители едва ли не всех школ древнеиндийской философии.
    Я задался простым вопросом: ЧТО объясняют многочисленные комментаторы и переводчики? И пришел к простому выводу: они объясняют описание неких реалий – описание достаточно нейтральное в концептуальном плане и допускающее тем самым множественные истолкования. Йога-сутры есть образец архаической феноменологии йогического опыта, незамутненной теоретизированием. Будучи сыном своего времени и не располагая привычными позднейшим комментаторам и переводчикам средствами концептуальной рефлексии, Патанджали воспринимал вещи гораздо более непосредственно; он не столько объяснял, сколько описывал их.
    Следовательно, задача пеpеводчика Йога-сутp состоит в том, чтобы войти в соответствующий пласт сознания, сопpикоснуться с той или иной рассматриваемой pеалией, понять, почему она описывается именно таким образом, и описать ее на pодном языке с минимальным искажением стpуктуpы исходного описания. Осуществляя эту переводческую программу я обнаружил, что Йога-сутры – очень ясный текст, который нуждается лишь в минимальном разъяснении буквального значения некоторых понятий. Я обнаружил, что Йога-сутры могут и должны переводиться так же лаконично, как написаны, и что это нисколько не вредит их пониманию.
    К сожалению, я успел пеpевести только 20 сутp, а потом обстоятельства изменились и пpодолжать pаботу на должном уpовне стало невозможным. Но я надеюсь, что данный сборник стимулирует продолжить ее тех, чьи обстоятельства тому благоприятствуют.
    В.Д.

    ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
    В изложении Вивекананды
    Глава 1
    СОСРЕДОТОЧЕНИЕ. ЕГО ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
    1. (1) Вот объяснение сосредоточения.
    2. (1) Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облечения в различные образы [Вритти].
    3. (1) В это время [время сосредоточения] зрящий [Пуруша] покоится в своем собственном [естественном] состоянии.
    4. (1) В остальное время [вне сосредоточения] зрящий сливается со своими видоизменениями.
    5. (1) Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.
    6. (1) Сон есть Вритти, обнимающее чувство пустоты.
    7. (1) Постоянное усилие держать их [Вритти] в совершенном подчинении есть упражнение.
    8. (1) Его почва укрепляется продолжительными и постоянными усилиями, сопровождаемыми страстной любовью [к достигаемой цели].
    9. (1) Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду воспринимаемых зрением или слухом предметов, и состоящий в господстве над этими предметами, есть отречение.
    10. (1) Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает Пурушу [настоящую природу его].
    11. (1) Сосредоточение, называемое правильным знанием, есть то, за которым следует рассуждение, распознавание, блаженство, бескачественное "Я".
    12. (1) Есть другое самадхи, достигаемое постоянным упражнением в прекращении всякой умственной деятельности, в котором Читта удерживает только непроявленные впечатления.
    13. (1) Другими это самадхи достигается путем веры, энергии, памяти, сосредоточения и различения действительного.
    14. (1) Успех достигается быстро при наивысшей энергии.
    15. (1) Оно [самадхи] затем различно в зависимости от употребляемых средств: легких, средних или высших.
    16. (1) Или преданностью Ишваре.
    17. (1) Ишвара [Верховный Правитель] есть особый Пуруша, непричастный страданию, следствию действий или желаний.
    18. (1) В нем становится бесконечным то всеведение, которое в других только в зародыше.
    19. (1) Он, будучи неограничен временем, есть наставник самых древних учителей.
    20. (1) Выражающее его слово есть "Ом".
    21. (1) Повторение его [Ом] и размышление о его значении [есть Путь].
    22. (1) Отсюда приобретается наука интроспекции [умение смотреть внутрь] и уничтожения препятствий.
    23. (1) Болезнь, умственная леность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие [путь] препятствия.
    24. (1) Скорбь, спутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.
    25. (1) Для излечения этого [следует делать] упражнение над одним предметом.
    26. (1) Делание себя предметом размышления всвязи с предметами, счастливым или несчастливым – смотря по условиям – успокаивает Читту.
    27. (1) Выдыхая или удерживая дыхание.
    28. (1) Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.
    29. (1) Или [размышлением о] Лучезарном, который недоступен никаким страданиям.
    30. (1) Или [размышлением о] сердце, отказавшемся от всех привязанностей к чувственным предметам.
    31. (1) Или [размышлении о] знании, которое приходит во сне.
    32. (1) Или размышлением о чем бы то ни было, что привлекает как добро.
    33. (1) Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится незагражденным как для атома, так и для бесконечного.
    34. (1) Когда сосредоточение "без рассуждения" очищено, спокойствие Читты прочно устанавливается.
    35. (1) Знание этого называется "исполненное истины".
    36. (1) Знание, почерпнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого самадхи, более высокого порядка: оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельства не могут достигать.
    37. (1) Впечатления, являющиеся следствием этого самадхи, исключают все другие впечатления.
    38. (1) Подавлением даже этого [впечатления, которое заграждает все другие впечатления] когда все другие задержаны, достигается "лишенное семени" самадхи.

    Глава 2
    СОСРЕДОТОЧЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЕ В НЕМ
    1. (2) Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного и не составляющего настоящее "Я" за вечное, чистое, счастливое, Атман [Сущее Я].
    2. (2) Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием зрения.
    3. (2) Пристрастие есть устремление сознания к удовольствию.
    4. (2) Привязанность к жизни проникает саму ее природу и присуща даже мудрому.
    5. (2) Несчастье, еще не наступившее, должно быть устраняемо.
    6. (2) Причина того, что должно быть устраняемо, есть слияние зрящего с зримым.
    7. (2) Испытываемое состоит из элементов и органов и по своей природе просветленное, деятельное и инертное; его назначение – приобретение опыта и освобождение [испытывающего].
    8. (2) Зрящий есть только разум и, хотя чист, видит сквозь окраску сознания.
    9. (2) Средство уничтожения неведения есть непрерывное упражнение в распознавании.
    10. (2) Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны быть вызваны противоположные мысли.
    11. (2) Утверждением в воздержании приобретается энергия.
    12. (2) Возникает также очищение Саттвы, веселое расположение духа, сосредоточенность, победа над чувственностью и способность самопознания.
    13. (2) Из довольства происходит высшее счастье.
    14. (2) Повторением "мантрама" достигается восприятие присутствия призываемого божества.
    15. (2) Принесением всего в жертву Ишваре достигается самадхи.
    16. (2) Положение тела есть то, которое твердо и приятно.
    17. (2) Путем легкого усилия и размышления о беспредельном [положение тела] становится твердым и приятным.
    18. (2) Раз овладели сидением, противоположности перестают мешать.
    19. (2) Затем следует управление движением вдыхания и выдыхания.
    20. (2) Четвертый есть подчинение праны, направлением ее на внешние, или внутренние предметы.
    21. (2) Этим ослабляется заслонение света Читты.
    22. (2) Сознание становится способным к Дхаране.

    Глава 3
    О СИЛАХ
    1. (3) Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете.
    2. (3) Непрерывное течение познавания этого предмета есть Дхьяна.
    3. (3) Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это Самадхи.
    4. (3) [Эти] три [когда в них упражняются] по отношению к одному предмету составляют Самаяму.
    5. (3) Достижением этого приобретается опыт знания.
    6. (3) Подавлением беспорядочных видоизменений сознания и возбуждением изменений управления, сознание достигает сдерживающих видоизменений.
    7. (3) Течение этого укрепляется привычкою.
    8. Читта же подвергается видоизменению, называемому Самадхи.
    9. (3) Читта достигает одно-полярности, обнимая в одно прошедшее и настоящее.
    10. (3) Совершением Самаямы над тем лучезарным светом приобретается знание утонченного, заграждающего и удаленного.
    11. (3) Совершением Самаямы над солнцем – познание миров.
    12. (3) Над луной – знание созвездий.
    13. (3) Над полярной звездой – движение звезд.
    14. (3) Над кругом пупка – познание телесного организма.
    15. (3) Над сиянием около вершины головы – лицезрение Сиддхов
    16. (3) Совершением Самаямы над объектом, знанием и самосознанием органов постепенно получается победа над ними.
    17. (3) Отсюда происходит просветленное сознание, сила органов, независимо от тела, и покорение природы.
    18. (3) Совершая Самаяму над саттвой, тот, кто различает разум от Пуруши, приобретает вездесущее и всеведение.
    19. (3) Отречением даже от этих последних разрушается самое семя зла, он достигает Кайвалья.
    20. (3) Равенством чистоты Саттвы и Пуруши достигается Кайвалья.

    1. Глава 4
    2. НЕЗАВИСИМОСТЬ
    21. (4) Хотя деятельность различных созданных сознаний различна, они все управляются одним первоначальным сознанием.
    22. (4) Между различными Читтами та, которая достигается через Самадхи, чужда желаний.
    23. (4) Дела ни белы ни черны для йогов; для прочих они троякие: белые, черные или смешанные.
    24. (4) Только достигший правильно различающего знания сущностей и отрекшийся от плодов его приходит, вследствие совершенного распознавания к самадхи, называемого облаком добродетели.
    25. (4) Отсюда получается прекращение страданий и труда.
    26. (4) Тогда знание, лишенное покрывала и нечистоты, становится бесконечным.
    27. (4) Тогда окончены последовательные превращения качеств, так как цель их достигнута.
     
  3. Соня

    Соня ► Архат ★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    27 авг 2017
    Сообщения:
    4.451
    Симпатии:
    1.607
    Баллы:
    88
    ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
    В изложении Вивекананды, новый перевод с английского

    Глава I
    СОСРЕДОТОЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ

    1. (1) Здесь дано объяснение сосредоточения.
    2. (1) Йога есть управление умом, или субстратом мысли [читта], стремящимся принять многообразные формы [вритти].
    3. (1) В это время [в период сосредоточения] наблюдатель (пуруша) пребывает в собственном [неизмененном] состоянии.
    4. (1) В другое время [вне периода сосредоточения] наблюдатель отождествляется с модификациями ума.
    5. (1) Упражнение есть постоянная борьба за полное обуздание вритти.
    6. (1) Устойчивых результатов можно добиться долгими непрерывными стараниями и великой любовью.
    7. (1) Достижением того, кто отрешился от стремления к обладанию объектами, которые увидены или известны из услышанного, кто решил подчинить их своей воле, будет освобождение от привязанностей.
    8. (1) Полное освобождение от привязанностей связано с отрешенностью даже от определенных свойств и исходит из знания истинной природы пуруши.
    9. (1) Сосредоточение, называемое истинным знанием, есть то, что сопровождается рассуждением, различением, блаженством, неопределенностью личного начала.
    10. (1) Существует еще одна разновидность самадхи, достигаемая постоянным упражнением в прекращении всей мыслительной деятельности, в которой читта сохраняет в себе только непроявившиеся впечатления.
    11. (1) Иные достигают этого самадхи верой, прилежанием, памятью, сосредоточением и способностью отличать истинное.
    12. (1) Быстрого успеха достигает тот, кто энергично устремлен к нему.
    13. (1) Йоги добиваются различных успехов, характер которых зависит от того, использовались ли средства слабые, средние или сильные.
    14. (1) А также благодаря любви к Ишваре.
    15. (1) Ишвара (Высшее существо) есть пуруша особого рода, свободный от страдания, действий, их результатов и желаний.
    16. (1) В Нем обретает бесконечность всезнание, которое в других является [только] зародышем.
    17. (1) Не будучи ограничен временем, Он есть Учитель самых древних учителей.
    18. (1) Он проявляется через слово "Ом".
    19. (1) Повторение этого [звука Ом] и сосредоточение на его смысле [и есть путь].
    20. (1) Из этого приобретается [знание] обращения внутрь себя и разрушение препятствий.
    21. (1) Болезнь, умственная леность, сомнение, недостаток рвения, апатия, привязанность к чувственным радостям, ложные восприятия, неспособность сосредоточиться, падение с уже достигнутой высоты – вот препятствия для йога.
    22. (1) Неспособность удержать ум в состоянии сосредоточенности сопряжена с тоской, подавленностью, дрожью в теле, неровным дыханием.
    23. (1) Чтобы преодолеть это, [следует избрать] сосредоточение на одном объекте.
    24. (1) Дружелюбие, сострадание, радость и безразличие по отношению к счастливым, несчастным, добрым и злым соответственно успокаивает читту.
    25. (1) Выдох и сдерживание дыхания.
    26. (1) Способы сосредоточения, которые вызывают необычные чувственные восприятия, помогают и прилежанию ума.
    27. (1) Медитация о Сияющем Свете, свободном от всех скорбей.
    28. (1) Медитация о сердце, которое отрешилось от привязанности к миру чувств.
    29. (1) Медитация о знании, которое приходит во сне.
    30. (1) Медитация о чем угодно, что представляется добрым.
    31. (1) Ум йога в состоянии медитации освобождается от всех помех и движется свободно от атома до бесконечности.
    32. (1) Йог, вритти которого сделались бессильными (контролируемыми), достигает концентрированности воспринимающего ("Я"), инструмента восприятия (ум) и воспринимаемого (внешних объектов), а сам йог в то же время подобен кристаллу, [через который проходят лучи от цветных объектов].
    33. (1) Сосредоточение "без различения", достигая чистоты, укрепляет читту.
    34. (1) Впечатление от такого рода самадхи противостоит всем другим впечатлениям.
    35. (1) Сдержав воздействие даже этого [впечатления, подавляющего все другие], подчинив себе все, можно достичь самадхи "без семени".

    Глава II ПРАКТИКА СОСРЕДОТОЧЕНИЯ

    36. (2) Аскетизм, прилежание и посвящение Богу плодов труда есть крия-йога.
    37. (2) Это нужно для упражнений в сосредоточенности и для того, чтобы свести к минимуму болезненные препятствия.
    38. (2) Невежество – это принятие невечного, нечистого, болезненного, не являющегося Душой, за вечное, чистое, счастливое, за Атман, за Душу [соответственно].
    39. (2) Эгоизм – это отождествление видящего с инструментом видения.
    40. (2) Цепляние за жизнь естественно для всех, и даже у ученых сильно это чувство.
    41. (2) Неприметные санскары нужно преодолевать, отыскивая их причины.
    42. (2) Для обладающего способностью различения все есть страдание, ибо все причиняет боль либо как следствие поступка, либо как ожидание утраты счастья, либо как новое желание, пробужденное воспоминанием о счастье, либо как противопоставление качеств.
    43. (2) Следует избегать страдания, которого еще нет.
    44. (2) Причина того, чего следует избегать, – это соединение видящего с видимым.
    45. (2) Только сознание способно видеть, оно чисто, но его видение окрашено интеллектом.
    46. (2) Способом избавления от невежества является постоянное упражнение в различении.
    47. (2) Отринуть мысли, чуждые йоге, можно при помощи мыслей иного направления.
    48. (2) Повторением мантры реализуется избранное божество.
    49. (2) Полным преданием себя воле Ишвары достигается состояние самадхи.
    50. (2) И четвертое – сдерживание праны путем сосредоточения на объекте внутри или снаружи.
    51. (2) Этим путем уменьшается сокрытие света читты.
    52. (2) Теперь ум готов к дхаране.
    53. (2) Органы восприятия обращаются вовнутрь, когда привлечены не к объектам, а к формам читты.
    54. (2) Так достигается полное подчинение органов.

    Глава III СИЛЫ

    55. (3) Дхарана – сосредоточение ума на определенном объекте.
    56. (3) Установление непрерывного потока знания об этом объекте – это уже дхьяна.
    57. (3) Когда разум, отрешаясь от форм, сосредоточен только на сути, наступает состояние самадхи.
    58. (3) Три разновидности сосредоточения, пройденные одна за другой, называются самьяма.
    59. (3) Благодаря овладению самьямой приходит свет знания.
    60. (3) Это следует делать постепенно.
    61. (3) Привычка делает состояние прочным.
    62. (3) Воспринимая множество объектов и сосредоточиваясь только на одном, что происходит попеременно, читта изменяется и достигает самадхи.
    63. (3) Читта устремляется в одну точку, когда прошлые отпечатки сливаются с настоящими.
    64. (3) Сосредоточение на Сияющем Свете дает знание тонкого, отдаленного, загороженного препятствиями.
    65. (3) Сосредоточение на Солнце дает знание мира. .
    66. (3) Сосредоточение на свечении, излучаемом макушкой, позволяет увидеть сиддхов.
    67. (3) Сосредоточение на связи между ухом и акашей дает божественный слух.
    68. (3) Сосредоточение на "подлинных изменениях" ума вне тела, на том, что называется великой бестелесностью, помогает снять покровы со света.
    69. (3) Из сходства чистоты саттвы и пуруши возникает кайвалья.

    Глава IV НЕЗАВИСИМОСТЬ

    70. (4) Хотя каждый из "сотворенных умов" действует на свой лад, они все управляются изначальным умом.
    71. (4) Лишь та читта свободна от желаний, которая достигла самадхи.
    72. (4) У йога поступки не могут быть ни белыми, ни черными, у других же они черные, или белые, или смешанные.
    73. (4) Жажда счастья вечна, поэтому желания не имеют начала.
    74. (4) Единство всего сущего проистекает из единства изменений.
    75. (4) Будучи объектом, ум не имеет собственного света.
    76. (4) Суть знания [пуруша] неизменна, и ум, принимая соответствующую форму, приобщается к знанию.
    77. (4) Отражая в себе видящего и видимое, ум способен все понять.
    78. (4) Бесчисленные желания разнообразят ум, который есть комбинация многого, но он действует для другого [пуруши],
    79. (4) Научившийся различать более не воспринимает ум как Я
    80. (4) Дальнейшим различением ум приходит к первоначальному состоянию кайвальи, отъединенности.
    81. (4) Кто, даже научившись различать самую суть вещей, отказывается от плодов знания, тому достается плод совершенного различения – самадхи, именуемого облаком добродетели.
    82. (4) На этом кончаются боль и труды.
    83. (4) Знание, очищенное и освобожденное от завес, становится бесконечным, познаваемое же мало.
    84. (4) Кайвалья – это производимое в обратном порядке свертывание деятельности качеств, не имеющих для пуруши цели действия, или установление силы знания в собственной природе.
     
  4. Соня

    Соня ► Архат ★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    27 авг 2017
    Сообщения:
    4.451
    Симпатии:
    1.607
    Баллы:
    88
    ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
    Перевод А.Фалькова
    Глава первая
    ОСНОВЫ РАБОТЫ ДУХА
    О Йоге

    1. (1) Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия ею различных видоизменений.
    2. (1) При этом созерцающий остается внутри себя.
    Формы материи мысли
    3. (1) В ином случае разум созерцающего принимает форму, диктуемую внешними видоизменениями.
    Контроль над видоизменениями
    4. (1) Власть над ними достигается упражнениями и раскрепощением [отсутствием привязанности].
    5. (1) Упражнение есть усилие по их удержанию в постоянном состоянии.
    6. (1) Оно укрепляется продолжительной практикой, без перерывов и с полной отдачей.
    7. (1) Полное раскрепощение приходит к тому, кто не желает ничего от воспринимаемого зрением или слухом объекта.
    8. (1) Его высшая форма, чистое сознание [Пуруша], отвергает все, даже саму природу желания [Гуны].
    Варианты получения правильного знания
    9. (1) Одним из случаев этого в реальном мире являются те, кто овладел безграничным сознанием или слился с природой.
    10. (1) Это возможно через веру, энергию, хорошую память и проницательность.
    11. (1) Чем больше усилий, тем быстрее успех.
    12. (1) Или [все вышеперечисленное можно получить] через преданность Ишвару.
    О Боге
    13. (1) Его имя выражается как звук "ОМ".
    14. (1) [Поэтому] постоянное повторение звука "ОМ" и размышление о его значении [необходимо для медитации].
    15. (1) Так можно распознать скрытое и устранить препятствия.
    Медитация и безграничное сознание
    17. (1) Когда любое видоизменение сознания поглощено, оно обращается внутрь себя и созерцающий становится чист, как кристалл.
    18. (1) Разум становится носителем истины.

    Глава вторая
    ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

    Затруднения
    20. (2) Все делается для получения Самадхи и уменьшения затруднений.
    21. (2) Затруднениями являются: невежество, ложное самоосознание, пристрастие, отвращение и закрепощенность.
    22. (2) Невежество есть принятие невечного за вечное, чистое и божественное.
    23. (2) Ложное самоосознание – это отождествление познающего [разума] с инструментом познания [телом, органами чувств].
    24. (2) Пристрастие – это тяга к удовольствиям.
    25. (2) Отвращение – это ответ на неприятность.
    26. (2) Закрепощенность – это любовь к жизни, которая, даже будучи изучена, все равно остается в силе.
    27. (2) Их видоизменения называются медитацией.
    28. (2) Корень всех привычек и навыков лежит в отвлечении внимания на препятствия как в видимом [материальном], так и невидимом [духовном] планах.
    Независимость духа во время созерцания
    30. (2) Причиной всего устраняемого является отождествление созерцающего с созерцаемым.
    31. (2) Созерцаемое состоит из элементов и частей, оно по природе своей просветленно, деятельно или инертно, и его назначение состоит в получении опыта и освобождении.
    32. (2) Созерцающий существует в виде разума, который хотя и чист, но видит все через окраску интеллекта.
    33. (2) И все созерцаемое принадлежит ему.
    34. (2) Слияние является случаем отождествления и самого его и его владыки.
    35. (2) При разрыве этого слияния путем избегания невежества созерцающий получает независимость от видоизменений и безграничное сознание.
    36. (2) Средством уничтожения невежества является непрерывное упражнение в проницательности.
    37. (2) Находящийся в этом состоянии семикратно возвысится.
    ... (2) И приходит просветление, хорошее настроение, сосредоточенность, победа над чувствами и способность к самопознанию.
    38. (2) Из удовлетворенности приходит высшее счастье.
    39. (2) В теле воздерживающегося и очистившегося пробуждаются сверхъестественные чувства.
    40. (2) Через повторение настоящего имени высшего возникает возможность общения с ним.
    41. (2) Через принесение всего в жертву Богу можно достичь Самадхи.
    Асаны
    43. (2) Асаны – это позы, сочетающие в себе устойчивость и удобство.
    44. (2) При легком усилии и размышлении о бесконечном.
    45. (2) [Овладевшему позами] борьба противоположностей не мешает.
    Пранаяма
    47. (2) Это следует сочетать с пранаямой – правильными движениями при вдохе и выдохе.
    48. (2) Этот раздел состоит в управлении праной как внутри себя, так и снаружи.
    49. (2) Чтобы не заслонять свет в сознании.
    50. (2) И сознание готово к Самадхи.
    Пратьяхара
    52. (2) Органы можно расслабить путем перенесения их форм в сознание.
    53. (2) Отсюда придет великое искусство управления всеми чувствами.

    Глава третья
    СИЛЫ

    Управление сознанием
    55. (3) Дхарана состоит в переносе сознания на некоторый объект.
    56. (3) Дхияна состоит в непрерывном познании этого объекта.
    57. (3) Состояние, при котором воспринимается не образ объекта, а сумма всех его качеств, называется Самадхи.
    Самьяма
    59. (3) А все три образуют Самьяму.
    60. (3) При ее создании наступает просветление,
    61. (3) Они [Дхарана, Дхияна, Самадхи] должны использоваться последовательно [на одном объекте].
    62. (3) И эта троица наиболее внутренняя по сравнению со всеми иными.
    63. (3) Но даже она внешняя по отношению к чистому [трансцендентному] сознанию.
    64. (3) Когда путем медитации подавлено беспорядочное видоизменение и создан управляющий образ, углубленное состояние уходит, но потом возвращается.
    65. (3) Вернувшееся сознание приносит сильное и устойчивое впечатление.
    66. (3) Сами видоизменения тоже можно подвергнуть Самадхи, и при этом возможно сохранение концентрации даже в случае возникновения и усиления отвлечения внимания.

    Полная свобода
    68. (3) К тому, кто понял соотношение интеллекта и чистого сознания, придет всеведение и всезнание.
    69. (3) При отречении даже от этого придет высшее достижение, разрушающее любую несвободу.
    70. (3) Полученное в результате проникновения в суть знания называется Тарака, спасающее, оно обнимает все предметы, цели и средства.
    (3) Полная свобода [Кайавали] достигается равной чистотой интеллекта и чистого сознания.

    Глава четвертая
    ОСВОБОЖДЕНИЕ

    1. (4) Никакое действие не является причиной изменений природы, оно только устраняет препятствия на пути естественного развития подобно садовнику [который сам не делает плоды, а поливает корни, предоставляя остальное природе].
    2. (4) Интеллект же появился из чувства исключительности.
    3. (4) И хотя разные сознания отличаются друг от друга, в основе их лежит одно-единственное сознание.
    4. (4) Которое родилось из-за принятия внешних впечатлений.
    5. (4) Все, даже разделенные по виду, месту и времени желания взаимосвязаны, ибо их связывает единая память и впечатления.
    6. (4) У них нет начала, поскольку вечна жажда счастья.
    7. (4) При тождественности условий желания различаются в зависимости от уровня интеллекта.
    8. (4) Сознание не самоосвещаемо, ибо оно тоже объект.
    9. (4) Только достигший правильного знания через проницательность приходит к такому Самадхи, которое именуется "облаком добродетелей".
    10. (4) И тогда следует прекращение трудов и страданий.
    11. (4) При этом знание, лишенное покровов и грязи, становится бесконечным, а непознанное – малым.
    12. (4) И тогда окончено течение превращений качеств [Гун], ибо цель достигнута.
     
  5. Соня

    Соня ► Архат ★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    27 авг 2017
    Сообщения:
    4.451
    Симпатии:
    1.607
    Баллы:
    88
    ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
    Перевод В.Данченко (1991)

    Первая четверть: Совмещение

    1. (1) А теперь будет изложена Йога.
    2. (1) Йога – это прекращение видоизменений сознания.
    3. (1) В это время зрящий принимает свойственную ему форму.
    4. (1) В остальное время – формы видоизменений сознания.
    5. (1) Прекращаются они практикой и отрешением.
    6. (1) Попытки утвердить прекращение называются практикой.
    7. (1) Прочная основа создается лишь продолжительными, непрерывными и серьезными усилиями.
    8. (1) Отсутствие тяги к видимым и возвещенным предметам, сознание неподвластности им называется отрешением.
    9. (1) Высшее отрешение – это отсутствие тяги к Гунам, постижение Пуруши.
    10. (1) Сознательное постижение следует за вычленением, выявлением, радостью и переживанием того, что "я есмь".
    11. (1) Первоначальная практика состоит в устранении наличного содержания сознания; последующая – остаточных впечатлений.
    12. (1) Заполнив сознание миром становления, освобождаются от тела и растворяются в Пракрити.
    13. (1) Обратное требует веры, мужества, памятования, сосредоточенности и мудрости.
     
  6. Соня

    Соня ► Архат ★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    27 авг 2017
    Сообщения:
    4.451
    Симпатии:
    1.607
    Баллы:
    88
    ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
    Английский перевод с санскрита К.Свенссон

    I. САМАДХИПАДА или О СОЗЕРЦАНИИ

    1. (1) Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму.
    2. (1) Затем, когда вритти обузданы, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе.
    3. (1) Иначе она имеет ту же форму, что и вритти (волнения).
    4. (1) Практика (абхьяса) – усилие, необходимое для успокоения ума.
    5. (1) Эта практика станет успешной при постоянной почтительной преданности, непрерывной в течение длительного времени.
    6. (1) Бесстрастие – это сознание, в котором господствует отсутствие жажды вещей, как видимых, так и описанных в священных текстах.
    7. (1) Это высшее (отсутствие желаний) отмечено безразличием ко всем гунам (качествам) вследствие знания Пуруши.
    8. (1) Познавательная медитация (вичара) сопровождается размышлением, различением, радостью и ощущением "я есмь".
    9. (1) Самадхи наиболее близко тем, чье желание наиболее горячо.
    10. (1) В дальнейшем появляются различия (в выборе используемых средств) – мягких, умеренных или интенсивных.
    11. (1) Или благодаря преданности Ишваре (Всевышнему Господу).
    12. (1) Ишвара – особенный Пуруша, которого не затрагивают несчастья, впечатления, действия и их результаты.
    13. (1) В Нем (Ишваре) – непревзойденное семя всеведения.
    14. (1) Его (вербальное) выражение – священный слог 0м.
    15. (1) Повторение Ом должно делаться с пониманием его значения.
    16. (1) Этим путем можно обрести самосозерцание и добиться избавления от препятствий.
    17. (1) Чтобы преодолеть препятствия, надо постоянно практиковать (созерцание) на Единую Истину.
    18. (1) По вашему выбору равновесие ума можно приобрести даже путем выдоха и задержки праны (дыхания).
    19. (1) Либо умственное спокойствие вызывается деятельностью высших чувств.
    20. (1) Либо созерцанием беспечального света (джйоти).
    21. (1) Либо, по желанию, посредством медитации (дхьяны).
    22. (1) Он (йог) владычествует над силами, простирающимися от мельчайшего атома до величайшей беспредельности.
    23. (1) Когда волнения ума находятся под контролем, ум становится подобным прозрачному кристаллу и обретает способность принимать форму либо познающего, либо акта познания, либо объекта познания.
    24. (1) Когда память очищена, и ум сияет, как единственный объект, это называют состоянием вне слов и аргументов.
    25. (1) Таким образом описываются медитация и сверхмедитация (нирвичара), имеющая своим объектом тонкое.
    26. (1) Они составляют медитацию с семенем (самадхи).
    27. (1) После достижения чистоты сверхмедитативного состояния остается чистый поток Адхи-атмы (духовного сознания).
    28. (1) В этом состоит дар высшей мудрости (праджни).
    29. (1) Праджня (мудрость), достигаемая в высших состояниях сознания, отличается от той, которую достигают путем предположений и доказательств, относящихся к частному.
    30. (1) Подавлением даже этого посредством подавления всех состояний ума достигается самадхи без семени.

    II. САДХАНАПАДА или О ДУХОВНОМ УЧЕНИЧЕСТВЕ

    1. (2) Аскетизм, изучение священных текстов и посвящение поступков Ишваре составляют йогическую дисциплину.
    2. (2) Йогическая дисциплина практикуется с целью достижения самадхи и устранения причин страданий (клеши).
    3. (2) Пять причин страданий – это невежество, эгоизм, привязанность, отвращение, желание жизни.
    4. (2) Невежество (авидья) – питательная среда для всех других – спящих или ослабленных, чередующихся или действующих в полную силу.
    5. (2) Невежество (авидья) – это принятие невечного, нечистого, злого, не – Атмана, за вечное, чистое, доброе и Атман.
    6. (2) Эгоизм есть отождествление способности познания с инструментом познания.
    7. (2) Привязанность (рага) – это влечение к тому, что приносит удовольствие.
    8. (2) Отвращение – это стремление избежать то, что приносит несчастье.
    9. (2) Бесконечная жажда жизни обладает такой силой, что усваивается даже мудрыми.
    10. (2) Эти тонкие (причины страданий) должны быть устранены путем развития их противоположностей.
    11. (2) Активные (причины страданий) должны быть уничтожены медитацией.
    12. (2) Для мудреца все является несчастьем вследствие страдания, вызываемого изменениями, тревогами и санскарами (вызванными качествами природы, гунами).
    13. (2) Причиной горя, которого можно избежать, является соединение внешнего мира с миром невидимым, зрящего со зримым.
    14. (2) Видимый объективный мир состоит из элементов и чувств, имеет природу познания, действия и покоя и служит целям опыта и осознания (освобождения).
    15. (2) Видящий (Пуруша) есть только сознание зрения, которое, хотя и является чистым, видит посредством изменений разума.
    16. (2) Само существование видимого – ради видящего.
    17. (2) Хотя это (пракрити) уничтожается для того, кто достиг цели, оно не уничтожается полностью ввиду того, что присуще другим.
    18. (2) Кайвалья, освобождение, видящего есть результат разделения видящего и видимого вследствие устранения неведения.
    19. (2) Постоянная практика различения (вивека) есть средство достижения свободы,
    20. (2) При устранении нечистоты путем неустанной практики ступеней йоги свет мудрости (джняны) ведет к познанию различения (вивеки).
    21. (2) Когда неподобающие мысли тревожат ум, надо сосредотачиваться на том, что противоположно им (пратипакша-бхавана).
    22. (2) Результатом удовлетворения являются чистота ума, однонаправленность, контроль чувств и способность видения Атмана.
    23. (2) Высшее счастье достигается через удовлетворение (сантоша).
    24. (2) Благодаря изучению возникает общность с Богом, проявляющегося в той форме, которая вам больше подходит.
    25. (2) Самадхи (осознание) можно достичь, если сделать Господа целью всех действий.
    26. (2) Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной.
    27. (2) Это достигается ослаблением усилий и размышлением о Бесконечном.
    28. (2) После этого уже не тревожат двойственности.
    29. (2) Когда это осуществлено, следует пранаяма (регулирование вдоха и выдоха).
    30. (2) Таким образом, ум становится пригодным для дхараны (сосредоточения).
    31. (2) Таким образом уничтожается то влияние тела на ум, которое закрывает свет.
    32. (2) Отключение (пратьяхара) есть то, благодаря чему чувства не входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.
    33. (2) Это ведет к полному господству над чувствами (индриями).

    III. ВИБХУТИПАДА или О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ

    1. (3) Концентрация (дхарана) есть фиксация сознания на определенное.
    2. (3) Медитация (дхьяна) есть поток, сфокусированный на одно.
    3. (3) Эта же медитация, когда присутствует лишь сознание объекта медитации, но не ума, есть самадхи (осознание).
    4. (3) Три вместе (дхарана, дхьяна и самадхи) составляют самьяму (самоконтроль).
    5. (3) После овладения этим (самоконтролем) приходит праджня (свет мудрости).
    6. (3) Приложения самоконтроля (самьямы) различны на различных стадиях.
    7. (3) Триада (сосредоточение, медитация и самадхи) внутренние средства и более действенны в отличие от предшествующих пяти (не – насилия, правдивости, не – присвоения чужого, безбрачия и не – принятия даров).
    8. (3) Но даже они внешни (относительно) самадхи без семени (нирбиджа).
    9. (3) Аспект поглощения есть соединение ума с моментом поглощения (ниродха), когда исходящий и поглощающий аспекты исчезают и появляются соответственно.
    10. (3) От очищения (санскары) исходит его успокоительный поток.
    11. (3) Созерцательная трансформация (самадхи) есть возникновение и разрушение разнонаправленности, так же как и однонаправленности.
    12. (3) Затем снова появляется ментальная разновидность однонаправленности, когда исчезновение и появление объекта мысли в точности похожи.
    13. (3) Этим описываются изменения первичных признаков (дхарм), свойств и видоизменений состояний объектов и ощущений.
    14. (3) Путем самьямы над пупочным центром – достигается знание устройства тела.
    15. (3) Над светом (джйоти) в голове дает видение совершенных существ.
    16. (3) Интуиция (пратибха) дает знание всего.
    17. (3) Над сердцем – обретается знание ума (читты).
    18. (3) Опыт проистекает из невозможности различать свойства саттвы и пуруши, хотя они и различны между собой. Посредством самьямы приходит истинное знание самого Пуруши.
    19. (3) Отсюда идет интуитивное восприятие объектов слуха, осязания, зрения, обоняния и ощущения.
    20. (3) Это является препятствием для самадхи, но представляется совершенством уму, направленному во вне.
    21. (3) Самьямой над дыханием самана можно усилить внутренний огонь тела.
    22. (3) Действительный выход из тела, действия за пределами тела составляют великое надтелесное (маха-видеха). Этим уничтожается покров над сиянием.
    23. (3) К тому, кто распознал различие между саттвой и пурушей, приходит всемогущество и всезнание.
    24. (3) Даже после уничтожения семени зависимости путем уничтожения желаний приходит абсолютная независимость (кайвалья).
    25. (3) Кайвалья (освобождение) достигается, когда есть равенство чистоты между Пурушей и саттвой (духом и умом).

    IV. КАЙВАЛЬЯПАДА или ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ

    1. (4) Переход в другое жизненное состояние совершается потоком пракрити (природной созидательной силы).
    2. (4) Сотворенные умы возникают только из эгоизма.
    3. (4) Из них ум, рожденный медитацией (дхьяной), свободен от впечатлений.
    4. (4) Они (санскары) не имеют начала, ибо желание жить – вечно.
    5. (4) Удерживаемые вместе причиной и следствием, средой и предметом, они (васаны) исчезают с их исчезновением.
    6. (4) Вещи реальны вследствие единства внутри модификации (паринамы).
    7. (4) Даже если внешний объект тот же самый, есть разница познания по отношению к объекту вследствие разницы в состоянии ума (читты).
    8. (4) Изменения читты (сознания) всегда известны по причине неизменности ее владыки, Пуруши.
    9. (4) Читта (сознание) не обладает собственным светом, как это может быть узнано (через посредство Пуруши).
    10. (4) Для него (ума) невозможно быть одновременно и познающим, и познаваемым.
    11. (4) Сознание познаёт свой высший ум (буддхи), когда он в той форме, которая не переходит с места на место.
    12. (4) Ум, окрашенный познающим (Пурушей) и познаваемым, способен постигать все вещи.
    13. (4) У того, кто увидел различие, больше не вызывает сомнения природа Атмана.
    14. (4) Тогда ум начинает различать и тяготеет к кайвалье (освобождению).
    15. (4) В промежутках возникают мысли из санскар (ментальных впечатлений). Устранение санскар похоже на устранение причин несчастий (клеш).
    16. (4) Для неинтересующегося даже высшим познанием в качестве награды за его различительное распознавание приходит самадхи, называемое "Облако Добродетели".
    17. (4) Из этого следует свобода от карм и причин несчастий.
    18. (4) Вследствие устранения всех неясностей то, что может быть познано (умом), есть лишь малая часть в сравнении с бесконечностью знания.
    19. (4) Три гуны (качества) выполняют задачу, процесс изменения приходит к концу.
    20. (4) Кайвалья, абсолютная свобода, наступает тогда, когда качества, лишённые значения для Пуруши, становятся латентными, скрытыми, или сила сознания утверждается в своей собственной природе.
     

Поделиться этой страницей