Скрыть объявление
В разделе [Блоги] создавший тему - модератор в ней.

Эзотерика Вводная к буддизму...

Тема в разделе "Современная эзотерика. Новые системы развития", создана пользователем упасика, 2 авг 2025 в 14:04.

  1. упасика

    упасика ► Архат ★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    14 фев 2020
    Сообщения:
    6.591
    Симпатии:
    5.851
    Баллы:
    93
    Адрес:
    Самара
    Предупреждения:
    1
    1. Одним из первых камней преткновения, с которым сталкиваются западные люди, когда знакомятся с буддизмом, является учение «анатта» (anatta [1]), часто переводимое как отсутствие «Я» (нет "Я" [2]). Это учение является камнем преткновения по двум причинам. Во-первых, идея отсутствия «Я» плохо согласуется с другими буддийскими учениями, например, с учением о камме и перерождении, – если нет «Я», то что же тогда пожинает плоды кармы и претерпевает перерождения? Во-вторых, это плохо согласуется с нашими иудео-христианскими истоками, которые предполагают существование бессмертной души или «Я», как основной предпосылки духовности – если «Я» не существует, то в чем же тогда цель духовной жизни? Написано множество книг в попытках ответить на эти вопросы, однако если мы обратимся к Палийскому Канону - самым ранним, дошедшим до наших дней записям учений Будды, то мы не найдем никаких утверждений относительно них. На самом деле, в одном месте Будда, будучи прямо спрошен о том, существует ли «Я», отказался отвечать. Позже, когда его спросили о причине отказа, он ответил, что признать существование или не существование «Я», означает ввергнуться в крайнюю степень ошибочного воззрения, мешающего продвижению в буддийской практики [3]. Соответственно, этот вопрос следует отставить в сторону. Чтобы понять, что его молчание по этому вопросу говорит о смысле «анатта», нам, прежде всего, надо познакомиться с его наставлениями о том, как нужно задавать вопросы и отвечать на них, а так же как истолковывать его ответы.

      Будда разделил все вопросы на четыре категории:
      те, которые требуют недвусмысленного ответа (прямых «да» или «нет»);
      те, которые требуют аналитического ответа, видоизменяющего или уточняющего высказывания, входящие в вопрос;
      те, которые требуют встречного вопроса, возвращающего инициативу обратно вопрошающему;
      и те, которые следует отставить в сторону.

      Последняя категория вопросов состоит из тех, которые не ведут к окончанию страдания и стресса. Когда задан вопрос, первое, что должен сделать учитель - выяснить, к какой категории принадлежит этот вопрос, а затем ответить надлежащим образом. К примеру, не стоит отвечать «да» или «нет» на вопрос, который следует отставить в сторону. Если же вопрос задаете вы, и получаете на него ответ, то вам надо определить, как его истолковывать. Будда говорил, что есть два типа людей, которые истолковывают его превратно: те, кто делают выводы из утверждений, из которых выводов делать не следует и те, кто не делает выводов там, где это необходимо.

      Эти правила являются основополагающими при толковании учения Будды, однако, приглядевшись к тому, как большинство авторов трактуют учение об "анатта", мы замечаем пренебрежение этими базовыми правилами. Некоторые авторы пытаются видоизменить толкование «анатта», говоря, что Будда отрицал существование вечного «Я» или обособленного «Я», тем самым давая аналитический ответ на вопрос, который, как показал Будда, следует отставить в сторону. Другие пытаются сделать выводы из нескольких утверждений, сделанных во время проповедей, из которых якобы следует отсутствие «Я». Однако представляется справедливым сделать заключение, что если некто пытается использовать эти утверждения для того, чтобы дать ответ на вопрос, который следует отставить в сторону, то он делает выводы там, где их делать не следует.

      Итак, не отвечая словом «нет» на вопрос существует ли "Я", взаимосвязано оно или обособлено, вечно или нет, Будда был убежден, что эти вопросы могут только вводить в заблуждение, если в них углубиться. Почему? Неважно, как вы проведете разделительную черту между своим «я» и «другим» - идея самости включает в себя элементы само-отождествления и привязанности, и соответственно, страдание и стресс. Это в равной степени справедливо и для взаимосвязанного «Я», не считающего никого «другими», и для обособленного «Я». Если некто отождествляется со всей природой, то он страдает из-за каждого срубленного дерева. Это также справедливо и для случая, когда весь мир считается «чужим», и чувство отчужденности и тщетности может стать столь изнуряющим, что сделает поиски счастья, для себя ли или для других, просто невозможным. Исходя из этих соображений, Будда советовал не уделять внимания таким вопросам, как «Существую ли я?» или «Не существую ли я?», поскольку какими бы ни были ответы на них, они ведут к страданию и стресса.

      Чтобы избегнуть страданий, скрытых в вопросах о «Я» и «других», он предложил альтернативный способ классификации жизненного опыта: «Четыре истины Благородных» о страдании, его причине, его прекращении, и о пути его прекращения. Он говорил, что вместо того, чтобы рассматривать эти истины как присущие себе или кому-то другому, надо разобраться в них самих по себе, что они из себя представляют, когда непосредственно познаются на собственном опыте, и потом поступать как должно в отношении каждой из них. Страдание должно быть постигнуто, его причина должна быть устранена, прекращение – осуществлено, путь к его прекращению – пройден. Эти необходимые действия и формируют тот контекст, в котором учение об "анатта" может быть понята наилучшим образом. Если вы следуете пути добродетели, сосредоточения и проникновения, к состоянию невозмутимого благоденствия [4], и используете это состояние для того, чтобы взглянуть на свою жизнь с точки зрения Истин Благородных, то вопросы, возникающие в вашем уме - это не «Существую ли 'я'? Что такое 'я' », а «Испытываю ли я страдание из-за того, что цепляюсь за это конкретное событие? На самом деле я ли это? Мое ли это? Если это действительно приводит к страданию, но в действительности не является моим, мной, то зачем цепляться за это?». Последние вопросы заслуживают прямого ответа, поскольку они помогают понять страдание и уменьшают привязанность и цепляние – эти остаточные явления чувства самоотождествления, являющиеся причиной страдания, – пока в конечном счете все следы самоотождествления не исчезнут полностью, и останется лишь безграничная свобода.

      В этом смысле учение «анатта» является не доктриной «нет я», а стратегией «не-я», избавляющей от страдания посредством «отпускания» его причин, ведущей к высочайшему, непреходящему счастью. С этой точки зрения, вопросы о «я», «нет я», «не я» отпадают. После опыта такой полной свободы, останется ли где-то озабоченность тем, кем она переживается, или тем, есть "Я" или нет?...
    2. (Соня)
     
    Последнее редактирование: 2 авг 2025 в 14:34
    Savitar и Солнечная нравится это.
  2. Солнечная

    Солнечная ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    26 авг 2019
    Сообщения:
    54.547
    Симпатии:
    43.250
    Баллы:
    93
    Высшее Я — это ты, но без страхов, сомнений и масок. Это та часть тебя, которая всегда помнит, зачем ты пришла в этот мир.
     
    упасика нравится это.
  3. Солнечная

    Солнечная ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    26 авг 2019
    Сообщения:
    54.547
    Симпатии:
    43.250
    Баллы:
    93
    ИИ
    Там, за шумом мыслей и бурей дней,
    Живёт Твоя Тишина.
    Она — не стареет, не знает теней,
    Она — как утренняя весна.

    Высшее Я — не где-то вдали,
    Оно в тебе, в глубине.
    Оно — как свет на высокой скале,
    Что вечно горит в тишине.

    Когда закрываешь глаза и молчишь,
    Оно улыбается тихо.
    И шёпотом светлым тебе говорит:
    "Ты — больше, чем этот мир духа."
     
  4. Citrus

    Citrus ► Мастер ★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    2 апр 2023
    Сообщения:
    2.731
    Симпатии:
    2.015
    Баллы:
    93
    Адрес:
    Калмыкия,Приютное
    Наши привычные шаблоны и шаблоны всех живых существ очень плотные и очень тяжёлые.


    Эти привычные шаблоны накопились не только в течении этой жизни, они скапливались в течении многих жизней и стали мощными как огромные облака, горы или железные прутья.


    Какая бы деятельность не происходила на поверхности ума, она не затрагивает исходную реальность. Движение приливов и волн в океане возникает так же как эмоции и настроения,но они нераздельны с самим океаном. Приливы и волны- часть океана. Не отвергайте, не зовите, не гоните. Не держитесь за умопостроения, каким бы ни было движение мышления.


    В абсолютной прозрачности и открытости ригпа все понятия полностью самоосвобождаются, как капля воды, попавшая в океан.
    Поскольку сущность ума изначально чиста, она никогда не была ничем ограничена.


    Палден Шераб Ринпоче
     
  5. Citrus

    Citrus ► Мастер ★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    2 апр 2023
    Сообщения:
    2.731
    Симпатии:
    2.015
    Баллы:
    93
    Адрес:
    Калмыкия,Приютное
    ЕслIи мы тревожимся о том,
    Что у нас слишком большой или маленький нос,
    Нам стоит подумать: "А если бы у меня не было головы?
    Вот это была бы проблема!
    Пока мы живы, нам нужно радоваться.
    Если не все идет по нашему —
    Мы можем это принять.
    Если мы глубоко размышляем о непостоянстве,
    Возникнет терпение и сострадание.
    Мы будем меньше держаться за видимость истины бытия —
    И ум наш станет более гибким.
    Осознав, что однажды это тело похоронят или сожгут,
    Мы будем радоваться каждой дарованной нам минуте,
    А не делать несчастными себя и других.


    Чагдуд Тулку Ринпоче
     
  6. RadaRin

    RadaRin ► Хозяин судьбы ★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    2 янв 2023
    Сообщения:
    1.866
    Симпатии:
    2.429
    Баллы:
    93
    Адрес:
    Малдена / 5D Мир
    Тяжёлыми их делают обычная жизнь с премитивным бытиём.
    Но если в нём возникает духовное развитие, то шаблоны привычек облегчаются, потому что многое удаляется из жизни, изжив свой век.

    Если постоянно повышать своё развитие поднимаясь всё выше и выше по духовным уровням, то бытиё станет более лёгким и менее плотным.
    Главное, периодично проходить Точки Не Возврата к прежнему развитию, чтобы в случае чего не упасть ниже предпоследнего уровня.

    На эту жизнь человека влияет только его Последняя Жизнь, но и она не всесильна, чтобы придавить его.
    Это означает, что если всё-таки Придавило, значит Ошибки совершались по этой жизни и множились со временем - с любимыми Граблями сложно так просто расстаться.

    Вот так и создаются привычки / шаблоны, которые больно Бьют и якорями тащат человека вниз.
     
  7. Андрей_Е.

    Андрей_Е. ► Алхимик ✫✫✫✫✫✫ Участник Проверенный

    Регистрация:
    18 май 2025
    Сообщения:
    542
    Симпатии:
    195
    Баллы:
    33
    Топикстартеру нужно срочно найти Савитара, и за ухо притащить его на эту ветку форума, для просвещения...
     
  8. Savitar

    Savitar ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    5 янв 2020
    Сообщения:
    8.635
    Симпатии:
    3.728
    Баллы:
    93
    Чаво табе)?
    Смотри «дядя» какой был)
    Пророчество Гуру Падмасамбхавы
    Из терма Ригдзина Чжанчуба Дордже
    ( коренного учителя Намкай Норбу Ринпоче )
    … Во время упадка, когда творится хаос в
    конечный период, когда заслуги множества
    существ и элементы их тел будут становится все
    слабее, все постепенно погрузится во мрак. В
    период грубых пяти ядов появившихся
    вследствие пяти грубых осадков, выродится сутра
    и тантра, учение Победителя рассеется и
    появится множество отвлечений.
    От учения (Будды) останется только имя и все
    будут довольствоваться радужным блеском и
    (колыханием) балдахинов и зонтов. Не будет
    сиять и великий светильник двух стадий пути.
    Люди будут преисполнены гордыни от своего
    слушания и анализа учения и впадут в
    противоречивое понимание, ограниченное
    философскими школами. Великую тайну будут
    провозглашать на базарах, а практики стадий
    развития и завершения скатятся в яму. Вера,
    уважение и самая покроются мраком и
    иллюзиями. Любовь и Сострадание падут во
    тьме. Сознания (людей) будет захвачено
    гордыней, все направят друг на друга оружие
    гнева и жестокости. Все последуют за наиболее
    красноречивым попугаем. Не станет законов,
    как принять светлое и отвергнуть темное и все
    будут делать что хотят. Станут редки те кто
    очистился с помощью драгоценных практик
    нравственности, сосредоточения и мудрости.
    Йогины, практикующие покорение эго, которые
    должны словно раненые животные прятаться в
    горных пещерах, спустятся с вершин в
    базарный день и останутся там найдя себе жен.
    Защищая своих покровителей и за
    вознаграждение будут пользоваться ядами и
    магией. Собирая в своих пещерах богатства
    откажутся от тайного пути накопления заслуг и
    мудрости. Не будет желания усердствовать в
    освоении воззрения, медитации и поведения
    и обретении плода. Никто не будет бояться
    потерять жизненную силу и будут надеяться
    только на лекарства. Будут скованы арканом
    надежды. В подобный период конца времен у
    большинства лекарей не будет осознавания
    ситуации или они будут обладать извращенным
    осознаванием и подобно палачам будут
    отнимать жизнь…
    В дурное время распространения грубого и
    извращенного поведения, дакини,
    дхармапалы, восемь классов могущественных
    духов будут потревожены и разгневаны. Восемь
    классов богов и демонов, хранящие Слово Будды
    и имеющие клятвы следовать (за
    практикующими), хранящими свои самая (в
    чистоте), будут разгневаны и нашлют эпидемии
    – это оружие болезней. Миряне, мужчины и
    женщины, станут разрушать места обитания
    духов класса gnyen и горные ущелья…
    Все охранители мест (сабдаги) будут разгневаны,
    потревожены энергии существ класса Раху,
    Нагов и Ньен. От негодования все боги и
    демоны трёх сфер бытия нашлют плотный
    туман всех болезней и страданий,
    существующих во вселенной. Духи, связанные
    обетами, оставят свои обеты. Лицезреющие гору
    Сумеру (эпитет сансарических богов) потеряют
    свою любовь к учению и людям…
    Когда начнется эта дурная эпоха, я Падма
    очищу болезни трех ядов. Созерцайте Высшего
    Гуру Медицины из Уддияны (Ургьен Манла) и
    преклонитесь к стопам Держателей учения
    Сутры и Тантры.
    Обращайтесь с мольбой ко мне шесть раз в сутки.
    Все страдания происходят от того, что люди
    перестают следовать потоку глубочайшего
    воззрения, не поддерживают жизненный дух
    Махаяны и оставляют практику основы, Пути и
    Плода.
    Усердствуй в могучем стремлении принести
    благо всем живым существам. Следуй
    нравственным законам всеохватывающих
    действий Махаяны, практикуй безошибочный
    путь четырех безмерных чувств и шести
    парамит. Развивай сострадание к существам
    эпохи упадка, практикуй затворничества по
    садханам Трех Корней, запусти колесо
    просветленных действий. Усердно молись
    Охранителям, умилостивляй их дарами и
    раскаивайся в ошибках…
    Провозгласи принципы мирского воздаяния,
    мира, очищения ошибок. Выполняй
    подношения торма четырех махабхут ('byung
    bzhi'i gtor ma), подношение духам запаха
    сжигаемой пищи (gsur) и подношения торма
    духам кармических долгов (lan chags gtor ma).
    Вредоносных духов, не имеющих обетов, свяжи и
    пригвозди с помощью божества и мантры,
    применяя ключевые моменты воззрения,
    медитации и действия. С помощью прямых
    гневных действий освобождай этих существ
    силой и вознеси нравственный закон,
    практикуя садхану для освобождения от
    вредоносной энергии могущественных
    гневных духов восьми классов с помощью
    сильного огня (особая огненная пуджа Херуки
    Модпа Транаг….выполни артэ (ar gtad) —
    имеется ввиду отпускание-освобождение от
    вредоносной энергии через практику
    тотального расслабления в переживании
    неделимости ясности и пустоты.
    Пребывай в согласии с йогой, не разделяй Сутру
    и Тантру, почитай (Три Драгоценности),
    накапливай заслуги и знание, притягивай
    благое, выполняй ритуалы выкупа жизни (srog
    bslu), начитывай сердечную мантру.
     
  9. Андрей_Е.

    Андрей_Е. ► Алхимик ✫✫✫✫✫✫ Участник Проверенный

    Регистрация:
    18 май 2025
    Сообщения:
    542
    Симпатии:
    195
    Баллы:
    33
    Савитар, зная вашу "влюбленность" во все религии, типа каббалы, индуизма, буддизма и прочего, я удивляюсь что у вас такой коротенький пост... А что же вы пророчество Иоанна Богослова об Армагеддоне сюда еще не втулили ??? Было бы круче с позиции эмоций...
     
  10. Огненный

    Огненный ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    9 июн 2022
    Сообщения:
    10.924
    Симпатии:
    7.721
    Баллы:
    88
    Буддистам на заметку:
    «Мы учили вас улавливать основную мысль, не поддаваясь внешности изложения. Как Будда указывал по одному слову строить целое содержание, так же и вы расширяйте понимание ваших учеников по одному слову и знаку. Главное же, не стремитесь повторять. Если приемник духа готов, то каждая мысль вонзается стреле подобно. Но если распадение ткани уже ослизнило каналы центров, то никакая Йога недоступна.
    Конечно, Учение Йоги принесет пользу каждому, даже если он не достигнет духовных явлений. Внешние принципы Йоги во всяком случае поддержат здоровье, укрепят память и очистят мышление.
    Но где же будут признаки завоеваний, которые возносят дух? Сперва вспыхнут внутренние огни центров, затем раздастся голос незримого Учителя, и, наконец, будет проявление внешнего пламени, которое как бы соединяет сознание личное с сознанием пространственным.
    Тогда уже возможно касание к прекрасным, опасным, тончайшим энергиям, ко всему, что преображает жизнь, устраняя понятие смерти.
    Трудность касания к необычному вызывает иногда особые приемы жизни. Сон сокращается, и лежачее положение становится тягостным.
    Напряжение мышц утомляет работу духа, и каждое отравление ауры может причинить страдание. Конечно, эти особенности могут быть предупреждены, не выходя из потока, и свет Йоги покроется светом пространства.
    Где же другой путь к нирване?»
    Думаю, для многих будет актуально.
     
  11. Savitar

    Savitar ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    5 янв 2020
    Сообщения:
    8.635
    Симпатии:
    3.728
    Баллы:
    93
    Потому что пока Армагедон происходит)))
    Только то что для вас кажится разными религиями, но может уже не кажется имеют один источник.
    И именно о нем в Откровении.
    Так что Слава БодхиДхарме)
     
  12. Андрей_Е.

    Андрей_Е. ► Алхимик ✫✫✫✫✫✫ Участник Проверенный

    Регистрация:
    18 май 2025
    Сообщения:
    542
    Симпатии:
    195
    Баллы:
    33
    источник знаний умер еще до Кришны... Тогда еще письменности не было... Недавно появился один реальный источник, но вы о нем пока не знаете ничего...
     
  13. Savitar

    Savitar ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    5 янв 2020
    Сообщения:
    8.635
    Симпатии:
    3.728
    Баллы:
    93
    Вас бы не было если бы он «умер»
     
  14. Savitar

    Savitar ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    5 янв 2020
    Сообщения:
    8.635
    Симпатии:
    3.728
    Баллы:
    93
    Андрей_Е.,
    Это вы «умерли» вас нет, а только он и существует в действительности))
    И все что несуществуя существует вот это все благодаря ему)
     
  15. Savitar

    Savitar ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    5 янв 2020
    Сообщения:
    8.635
    Симпатии:
    3.728
    Баллы:
    93
    У вас Андрюша только концепты))
    И представления о источнике.
    Хотя он же за пределами всех концепций.
    И вы хотите ограниченым умищком охватить Дхарму?
    Не бывать этому)
     
  16. Savitar

    Savitar ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    5 янв 2020
    Сообщения:
    8.635
    Симпатии:
    3.728
    Баллы:
    93
    Великая мантра запредельная мантра уводящая за пределы пределов) Несравненная )))) Очищающая приводящая на тот берег.

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.




    Тинна Тинх — очень талантливая
    певица, актриса и режиссер, а также практикующая
    буддизм. Тинна считает, что практика буддизма
    принесла ей много ...

    Heart Sutra (Japanese Version) - YouTube

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

    › watch


    Ps.
    Не вижу что там пишут там?

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

     
  17. Savitar

    Savitar ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    5 янв 2020
    Сообщения:
    8.635
    Симпатии:
    3.728
    Баллы:
    93
    Почему йога и буддизм например об одном и том же говорят?
    Слава ПатАнДжаЛи
    Читаем:
    Сутра 1.33. Методы успокоения читты.
    Часть 2. Анахатные «добродетели» йога
    В следующей сутре Патанджали предлагает
    совершенно иной и очень оригинальный подход к
    проблеме восстановления целостности читты,
    основанный на культивировании анахатных
    переживаний:
    मैत्रीकरुणामुदितोपेक्षाणां सुखदुःखपुण्यापुण्यविषयाणां
    भावनातश्चित्तप्रसादनम् ॥ ३३॥
    1.33. {maitrī-karuṇā-muditā-upekṣāṇāṃ}
    {sukha-duḥkha-puṇya- apuṇya-viṣayāṇāṃ}
    bhāvanātaś {citta prasādanam}
    В этой строчке автор использовал любимые в
    санскритской литературе составные конструкции из
    нескольких слов, называемые «самасами». Здесь и
    далее я решил выделять их фигурными скобками.
    Четыре слова в первой фигурной скобке как раз и
    являются перечислением этих самых анахатных
    состояний, которые, по мысли автора, будут
    способствовать успокоению читты (читта
    прасаданам). Но не будем забегать вперед, а
    переведем каждое слово.
    maitrī (f.). Сомнений в переводе этого слова
    практически нет, поскольку оно является
    производным от известного слова «митра»,
    обозначающего – «друг». Абстрактное
    существительное «дружественность» или, наверное,
    грамотнее сказать «дружелюбие». Кстати, само слово
    «митра» имеет глагольный корень mid – дружить,
    любить.
    karuṇā (f.). С переводом этого слова есть некоторые
    вопросы, поскольку традиционно оно переводится на
    русский как «сострадание». С другой стороны, корнем
    слова является активный корень kṛ (делать), а
    этимология русского слова «со-страдание»
    предполагает скорее совместное переживание
    страдания, а не действие. Поэтому, вероятно,
    следовало бы перевести слово каруна как «готовность
    сделать что-то хорошее для другого человека». Одного
    точного слова, выражающего эту мысль, я в русском
    языке не нашел.
    muditā (f.). Происходит от корня mud (быть
    счастливым) и может быть переведена как «радость»
    или «жизнерадостность».
    upekṣāṇāṃ (f. gen. pl.). Чтобы адекватно понять это
    слово, надо опереться на его этимологию, которая
    такова: приставка upa (вблизи, к) + слово īkṣa,
    происходящее от корня īkṣ (смотреть). Получается, что
    упекша – это «вблизи смотрение». А что мы видим
    при ближайшем рассмотрении? Как правило, не то,
    что казалось при рассмотрении поверхностном.
    Чтобы объяснить, что такое упекша, приведу
    любимую мной китайскую притчу про старика
    и лошадь.
    В некоей деревне жил старик. В один прекрасный
    день (а может, и не прекрасный) он нашел лошадь.
    Лошадь была большой ценностью и соседи стали
    говорить: «Как же тебе повезло, что ты нашел эту
    лошадь!!!». «Посмотрим», – пожал плечами старик.
    Прошло несколько дней. Сын старика решил
    покататься на лошади и сломал себе ногу. «Ты
    мудрый человек», – сказали соседи. – «Ты догадался,
    что эта лошадь послана для несчастья!!».
    «Посмотрим», – опять ответил старик. Внезапно
    началась война. Всех молодых людей из деревни
    призвали в армию, а свеже-травмированного сына
    старика – нет. И опять соседи сказали «Все-таки
    лошадь пришла к твоему счастью», а старик сказал…
    Ну вы догадались – «Посмотрим»…и так далее.
    Эта притча, как и жизнь, бесконечна, а любое
    событие, при внимательном взгляде в него (это и
    есть упекша), становится не хорошим и не плохим.
    А, как минимум, многообразным. И поэтому у
    мудрого человека исчезает желание давать какие
    бы то ни было крайние оценки любым явлениям,
    остается лишь анахатное принятие факта
    необходимости всего, что имеет место в этом Мире.
    Кстати, именно о двойственностях следующая самаса
    (вторая фигурная скобка):
    sukha (n.). Приятное.
    duḥkha (n.). Неприятное.
    puṇya (n.). Чистое, благое.
    apuṇya (n.). Нечистое, неблагое.
    viṣayāṇāṃ (m. gen. pl.). Объекты.
    И последняя группа слов:
    bhāvanātaś (ind.). Данное слово образовано от слова
    bhāvanā путем добавления частицы -tas, которая
    производит значение «от …». Т.е. bhāvanātaś
    следует перевести «от бхаваны» или
    «благодаря бхаване». Теперь о том, что же
    такое bhāvanā. Со очевидностью, слово происходит
    от глагольного корня bhū (быть). Но, как и
    большинство из несчетного множества производных
    этого корня, «обросло» нюансами значений. В
    йоговской литературе этим словом часто называют
    вызываемые при помощи специальных практик
    состояния или сами эти практики. Так, например,
    112 техник-состояний описанных в Виджняне
    бхайраве тантре называются именно бхаванами.
    Наверное, наиболее удачный русский эквивалент
    этого слова – «переживание».
    citta (n.). Она и есть читта.
    prasādanam (n. nom. sg.). Вспоминая мою
    недавнюю статью про целостность как архетип,
    читатель может понять тонкость формулировки
    Патанджали, поскольку prasādanam означает и
    состояние счастья, удовлетворенности и,
    одновременно, «простроенность», целостность.
    Прежде всего, попробуем определить каждое из
    состояний, понять его глубинную сущность.
    Майтри (Дружелюбие) – это готовность открыться
    новому. Дружелюбный человек изначально «строит
    мосты, но не стены». Потому что в каждом человеке
    (или даже народе) видит не потенциальных врагов,
    а прежде всего людей. Состояние, противоположное
    дружелюбию – это не только враждебность, что
    очевидно, а демонизация. Заблаговременное
    приписывание окружающим негативных качеств,
    восприятие их через призму
    «расчеловечивающего» стереотипа. Примером
    социальной демонизации является военная
    пропаганда. Да и вообще пропаганда,
    приписывающая противнику (соседу) все
    негативные качества, стремящаяся максимально
    лишить его человеческого образа. В результате Мир
    недружелюбного человека радикально уменьшается
    до размеров страны, а то и двора, комнаты и себя
    самого. Лишенный дружелюбия, человек лишается
    возможности учиться у тех, кого он демонизировал. С
    другой стороны, он вынужден постоянно опасаться их,
    удерживая часть сознания (читты) на вытесненном
    объекте. Что и рождает разбросанность сознания.
    Ксенофобия и йога несовместимы. Йога
    подталкивает человека к формированию истинно
    планетарного сознания и психокультуры. Понимая
    этот критерий, начинаешь с сомнением смотреть на
    те «йоговские» форумы, которые переполнены
    агрессией, критикой, оскорблениями и т.д.
    Каруна или «готовность сделать что-то хорошее для
    другого человека» опять же связана с чувствованием
    чужих переживаний, как своих, причем не только
    отрицательных (чем ограничено слово
    «сострадание»), но и положительных.
    Мудита (радость, жизнерадостность). Способность
    находиться в радостном состоянии обусловлена
    ощущением сопричастности к Миру и ощущением
    своего места в нем. Угрюмость, депрессия,
    переживание одиночества – это признаки того, что
    человека слишком обособился, сосредоточен на лишь
    себе. Этот критерий также позволяет усомниться в
    духовности практик, которые говорят о «бесконечном
    одиночестве Идущего» и прочей красиво
    драматизированной невротической чепухе.
    Одиночество возникает от неразвитости анахаты и/
    или гордыни.
    Суть упекши я объяснил притчей.
    Что общего у этих 4-х состояний? Конечно, человек,
    хотя бы немного знакомый с буддизмом, тут же узнает
    в них т.н. брахмавихары. И будет прав. И, наверное,
    задумается о порядке заимствований. Но для нас
    важнейшим кажется то, что все описанные
    переживания являются анахатными и, по сути,
    являются первым упоминанием в Йога сутре о
    необходимости развития анахаты.
    Почему же развитость анахаты успокаивает читту?
    Дело в том, что все анахатные переживания
    связаны с убиранием стеночки между собой и
    окружающим Миром, другими людьми и т.д.
    Например, мы открываемся на мир человека,
    которого любим или которым восхищаемся. Такая
    открытость снимает противоречия и сопротивления,
    а с другой стороны – делает нас, наш собственный
    мир больше. Говоря метафорически, вместо того,
    чтобы собирать читту из разных мест, мы сами
    расширяемся и «вбираем» эти места в себя.
     

Поделиться этой страницей